Почему ряд столичных застройщиков сейчас ориентируются на комплексное освоение территорий, РБК+ рассказал CEO проекта Comcity девелопера PPF Real Estate Russia Владимир Киреенко.
— Как сегодня выглядят удачные иоправданные инвестиции вмосковскую недвижимость?
— Инвестировать сегодня целесообразно впроекты, вцентре которых— человек. Нив одном сегменте недвижимости больше ненужны просто квадратные метры. Вжилье, офисах, торговых центрах искладах— везде воглаву угла нужно ставить человека, его потребности икомфорт. Соответственно, концепция должна быть основана натом, что удобно для ваших клиентов. Как результат, вМоскве реализуется все больше проектов комплексного освоения территории. Они сделаны для людей ипоэтому успешны сточки зрения продаж иинвестиций.
— Какой практический пример таких инвестиций стоит привести?
— Если говорить онаших проектах, тоэто, безусловно, Comcity. На45 гапостроен иуже полностью сдан варенду офисный парк площадью 185тыс.кв.м. Вначале прошлого года мыначали строить вторую фазу, она включает еще два офисных здания, гостиницу Novotel ижилой комплекс бизнес-класса под брендом homecity. Проект реализован поконцепции «Город вгороде»— выпопадаете натерриторию, где есть абсолютно все для жизни, работы иотдыха: отофисов класса Ас сертификатом LEED Gold доблагоустроенного парка площадью более 40га.
Подобная концепция построена вокруг человека иего потребностей начиная сглобальных вопросов— например, поездок издома вофис иобратно. Натерритории Comcity можно жить, работать иотдыхать, экономя силы, время ифинансы наежедневную дорогу.
Такой подход иесть ориентация напотребности обычного горожанина. Это одна изпричин, почему мыне строим только офисы или только жилье. Современному человеку, который ценит комфорт исобственное время, ненужно что-то одно— ему нужен комплекс, охватывающий все стороны жизни.
— Какие акценты уместно делать девелоперу, если сейчас— нафоне коронакризиса— онрешается работать вофисном или гостиничном сегментах?
— Пандемия действительно оказала определенное влияние наофисную игостиничную недвижимость, ноэто незначит, что здесь нельзя реализовать успешный проект. Однако вопрос качества приобретает еще большую актуальность. Именно нанем нужно сделать акцент. ВМоскве нехватает качественных проектов как вофисном, так ив гостиничном сегментах, рынок по-прежнему ненасыщен.
Если говорить озапросах крупных компаний накачественные офисы, тотаких предложений практически нет нарынке. Например, первая очередь проекта Comcity— бизнес-парк— оказалась очень востребована. Уже три года здание на100% заполнено крупными арендаторами, нам регулярно поступают новые запросы нарасширение или аренду, так что спрос наэтот тип помещений очень высок. Внастоящий момент компания ведет активные переговоры подвум новым зданиям, которые будут сданы черезгод.
Аналогично ис гостиницами. Интерес кстолице как деловому итуристическому центру растет. При этом рынок московских гостиниц продолжает испытывать нехватку объектов международного уровня. Исходя изэтого, мыпродумывали концепцию офисной игостиничной составляющих нашего проекта.
Нестоит забывать, что коронакризис— явление временное. Если начинать реализацию проекта сейчас, ток моменту его ввода вэксплуатацию рынок стабилизируется. Эксперты внастоящее время активно обсуждают потенциальное восстановление рынка в2022 году. Это совпадает спланами позавершению строительства второй очереди Comcity— впервом полугодии 2022-го.
— Насколько мультисегментность проекта делает его дороже ивлияет намаржинальность всей истории?
— Вконтексте маржинальности ябы сфокусировался натезисе «Синергия активов засчет мультисегментности». Именно близость расположения данных объектов позволяет увеличивать привлекательность иобщую стоимость икаждого проекта вотдельности. Соседство софисом улучшает показатели жилья, наличие жилого комплекса благотворно влияет нанаших арендаторов, гостиница покрывает потребности офисных арендаторов вразмещении иногородних сотрудников иорганизации конференций. Именно это иесть синергия засчет мультисегментности.
— Некоторые девелоперы жилья бизнес-иэлитного классов предпочитают сегодня малоэтажные проекты. Вчем ихпреимущества нафоне общего дефицита мест под масштабную застройку вМоскве?
— Наша компания всегда отдавала предпочтение малоэтажному исреднеэтажному строительству. Когда все строили башни, мыработали над децентрализованным бизнес-парком. Тогда вэтот формат мало кто верил, номы учли собственный зарубежный опыт— ине ошиблись. Его главное преимущество— опять-таки вовнимании кчеловеку, кчеловеческому масштабу. Высокие постройки заставляют чувствовать себя неуютно. Аевропейский подход, который нам близок,— здания, соразмерные человеку, большое количество зелени иоткрытыхзон. Натакой территории приятно находиться. Мыпридерживаемся этого подхода как вофисных, так ив жилых проектах. Корпуса homecity всего шесть—девять этажей ввысоту.
— Чем homecity отличается отаналогичных комплексов?
— Одно изпринципиальных отличий— именно среднеэтажность. Таких проектов вМоскве практическинет, если мыговорим про бизнес-класс. Автех, что есть, далеко невезде предоставляется исчерпывающий набор услуг для жизни, работы иотдыха, включая свой благоустроенный парк,— ивсе это втрехминутной шаговой доступности.
— Один изтизеров данного проекта звучит как «Мне это близко». Насколько это актуально всегодняшнем мегаполисе?
— Действительно, мегаполис— несовсем томесто, где все близко.Да, поблизости могут быть магазины, норабота— водном-двух часах езды, парк— вполучасе езды ит.д. Данный тизер говорит отом, что все составляющие жизни:дом, работа, развлечения— могут быть прямо здесь, водной локации. Мыориентируемся натех, кто привык наслаждаться жизнью никуда неторопясь. Утаких людей есть наэто время, потому что все находится рядом. Поэтому инаш подход имочень близок.