9, Апрель 2021

«Зеленые» без политики

Готовность Евросоюза и России к сотрудничеству в климатических проектах может способствовать трансферу технологий даже при существующих санкционных ограничениях.

Инструментом Евросоюза для реализации Парижских соглашений поклимату помимо многомиллиардных вложений винфраструктуру, «зеленую» энергетику итехнологии является экономическое регулирование. Кнему относится введение с2021 года трансграничного углеродного налога, которым будет облагаться углеродоемкий экспорт изстран, невзимающих платежи завыбросы парниковых газов.

Введение углеродного налога вЕС, содной стороны, вызывает обеспокоенность российских экспортеров (по оценкам КПМГ, это будет стоить им€4–6 млрд вгод, пооценкам Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН— €2,8–3,6 млрд вгод при уровне цен заединицу выбросов €20–25 затонну СО₂-эквивалента), нос другой— заставляет российских чиновников икомпании искать способы показать европейским регуляторам результаты усилий вборьбе склиматическим кризисом.

Сигналом ктому, что ЕСготов ксотрудничеству сРоссией ввопросах климатического регулирования даже нафоне санкций ипандемии, стала конференция, проведенная 1–3 декабря 2020 года Центром энергетики Московской школы управления «Сколково» ипредставительством Евросоюза вРоссии. Основным докладчиком намероприятии был исполнительный зампред Еврокомиссии Франс Тиммерманс, курирующий программу «Европейский зеленый курс», которая призвана сделать ЕСуглеродонейтральным к2050 году врамках обязательств Парижского климатического соглашения. «Евросоюз хочет такого сотрудничества сРоссией, предприятия хотят такого сотрудничества— вфоруме участвовали сотни компаний сроссийской стороны, сотни компаний севропейской стороны»,— говорит глава Ассоциации европейского бизнеса вРоссии Тадзио Шиллинг.

Низкоуглеродные решения

Вначале ноября врамках реализации национальной ответственности поПарижскому климатическому соглашению президент Владимир Путин подписал указ №666 осокращении выбросов парниковых газов РФк 2030 году до70% отуровня 1990 года сучетом максимально возможной поглощающей способности лесов. Впрочем, разработанный Минэкономразвития базовый сценарий стратегии низкоуглеродного развития страны до2050 года предполагает рост выбросов на40% оттекущего уровня к2030 году ина 20%— к2050 году при росте ВВП к2030 году на40%, ак 2050 году— в2,5 раза. Нафоне цели ЕСи других стран (о намерении достичь климатической нейтральности к2050–2060 годам впервую очередь засчет изменения структуры энергетики иэкономики, вчастности, заявили Япония, Южная Корея иКитай) цель РФвыглядит несоответствующей целям Парижского соглашения, неговоря отом, что ЕСпланирует уже к2030 году сократить свои абсолютные выбросы СО₂ наполовину, аКитай намерен уменьшить углеродоемкость ВВП на65%.

«Цель РФделает ненужным какое-либо регулирование выбросов парниковых газов исвидетельствует отом, что устраны отсутствуют амбиции поснижению зависимости отископаемого топлива»,— рассуждает глава департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Игорь Макаров. «Непонятно, откуда вэтих условиях возьмутся заявленные вновой стратегии темпы экономического роста. Скорее, можно ожидать сокращения экспорта изРоссии всех видов ископаемого топлива— угля, нефти иприродного газа, что поцепочке вызовет падение производства всмежных отраслях»,— рассуждает бывший глава рабочей группы поклимату экологического комитета РСПП, директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин. Наконференции скритикой климатической политики российских властей выступил иэкс-глава «Роснано», спецпредставитель президента посвязям смеждународными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс, завив, что Россия рискует надолгие годы выпасть изглобальной конкуренции, ав ЕС«возникнет другая техносфера».

Технологии вне санкций

Очевидно, что основным интересом для европейских компаний является поставка вРФ «зеленых» решений итехнологий, вчем заинтересована иРоссия. Наконференции советник президента РФпо климату Руслан Эдельгериев обратился кевропейским коллегам спризывом «объявить климатические проекты вне санкций» и«открыть доступ российским компаниям, заявляющим онамерении реализовать климатический проект, кмеждународным финансовым институтам». «В России тоже стоит задача поснижению парниковых выбросов, имы можем это сделать гораздо дешевле, чем вЕвропе. Конечно, европейские инвестиции итехнологии существенно помоглибы вэтом»,— отмечает руководитель направления «зеленая экономика» Института исследований иэкспертизыВЭБ.РФ Сергей Семенцов. Совместная работа, поего словам, уже ведется.Так, «Газпром» планирует построить завод попроизводству водорода вГермании. Кроме того, «Росатом», «Газпром» иНОВАТЭК планируют начать производство чистого водорода иналадить его экспорт вЕвросоюз в2024 году»,— отвечает представительВЭБ.РФ. Другое направление сотрудничества— изолированные энергосети, использование цифровых технологий вэнергетике, «умные» сети. «Мы также видим возможности для сотрудничества поразвитию систем «умного города», позволяющие снизить энергопотреблениеи, соответственно, выбросы парниковых газов, поэлектрификации технологических процессов впромышленности»,— добавляетон.

Руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов считает, что вслучае запуска системы торговли углеродными квотами вРФ российские компании смогут начать поставлять ихна европейские рынки. «Опыт поставок хотя искромный, ноесть, тем неменее доустановки полноценной системы торговли квотами вРФ пока далеко, так что как вариант российские производители ВИЭ смогут торговать «зелеными» сертификатами сзарубежными партнерами. Болееже вероятно, что европейское регулирование скорее будет наносить ущерб доходам российских экспортеров»,— полагаетон, неверя, что «европейцы будут готовы поставлять вРФ оборудование для улучшения экологичности нашей промышленности».

Между тем замглавы экологического комитета «Деловой России» Наталья Беляева считает, что вцелом доступ ктехнологиям, «зеленому» финансированию идругим инструментам, например секьюритизации активов, исегодня существует, ноих применение осложнено неготовностью как российских компаний, так ироссийских законов ктаким решениям.

Автор:
Антон Чугунов.

Источник