Частично падение удалось скомпенсировать за счет перераспределения продаж в другие каналы – в нефармацевтическую розницу и интернет-торговлю.
По данным "Анализа рынка биологически активных добавок (БАДов) к пище в России", подготовленного BusinesStat в 2021 г, за 2016-2020 гг их продажи в стране снизились на 1,1%: с 438,9 до 434,2 млн упаковок. Сокращение отмечалось в 2017 и 2020 гг – на 7,9 и 1,5% соответственно.
Падение продаж БАД в 2017 г особенно сильно затронуло аптечный рынок. По данным DSM Group, за 2017 г аптечные продажи в упаковках сократились на 10%. Причинами их снижения послужили сезонные колебания и низкий уровень реальных доходов населения. В отличие от лекарств, БАД не являются товарами первой необходимости, поэтому с ухудшением финансового положения населения спрос на категорию снижается. Другой причиной сокращения продаж является общее ужесточение регулирования рынка. Пристальное внимание контролирующих органов к некоторым группам БАД привело к изменению структуры потребления. Частично падение удалось скомпенсировать за счет перераспределения продаж в другие каналы – в нефармацевтическую розницу и интернет-торговлю.
На протяжении 1 квартала 2020 г наблюдалось заметное оживление спроса на БАД, пик продаж пришелся на март. Это связано с желанием населения повысить сопротивляемость организма к инфекциям и снизить тревожность из-за распространения коронавируса. Кроме того, многие закупались БАДами впрок, ожидая повышения цен на фоне слабого рубля. Однако начиная с апреля продажи пошли на спад, что объясняется падением реальных доходов населения. Изменение потребительского спроса в пользу приёма витаминов и витаминосодержащих комплексов – одно из основных последствий влияния пандемии на рынок. В 2020 г заметно выросли продажи добавок, поддерживающих функционирование иммунной системы. Большим спросом во второй половине года стали пользоваться добавки к пище с витамином D. При этом продажи популярных ранее добавок для снижения веса и очищения организма и БАД, влияющих на репродуктивную систему, в 2020 г существенно просели.
По оценкам BusinesStat, в 2021 г не стоит ждать восстановления рынка БАД, продажи продолжат снижаться. Небольшой их прирост по итогам года возможно ожидать не ранее 2022 г. По итогам 2025 г объем реализации БАДов в России составит 454 млн упак, что превысит значение 2020 г на 4,5%.