Пандемия COVID-19 в значительной степени повлияла на трудоустройство россиян, что, в свою очередь, отразилось на потребительском поведении россиян в вопросе выбора и покупок товаров как повседневного спроса, так и длительного пользования.
Опрос, проведенный «РБК Исследования рынков» в марте 2021 года, показал, что за период самоизоляции и последующей за ним II волны коронавирусной инфекции, лишь 53% россиян не столкнулись с какими-либо изменениями, связанными с организацией работы.
Наиболее частыми решениями в сложной эпидемиологический ситуации стали либо сокращение рабочих часов, либо переход на постоянную удаленную работу. В общей сложности таким образом изменились условия работы у 22% респондентов. Наиболее часто к подобным мерам прибегали столичные работодатели. При этом в Москве и Московской области также оказалась наибольшая доля тех респондентов, кто перешел на постоянную удаленную работу. В других рассматриваемых географических зонах доля перешедших на постоянную удаленную работу оказалась значительно меньше. Кроме того, удаленная работа оказалась более распространена среди опрошенных россиян с доходами более ₽75 тыс. Например, в данную категорию граждан часто входят работники сферы IT, интернет-торговли, а также аналитики.
В условиях самоизоляции, подразумевающей, в том числе, и временные закрытия магазинов, ресторанов, кинотеатров и других учреждений, многие компании для снижения издержек при падении оборотов были вынуждены предпринять более жёсткие меры. 7,2% опрошенных россиян признались, что потеряли работу в период пандемии, а 7,6% были вынуждены сменить работу. Очевидно, что подобные изменения условий работы не могли положительно сказаться на доходах россиян. Следовательно, пандемия для данных категорий граждан стала периодом значительного ухудшения благосостояния.
В 2021 году ожидается планомерное восстановление доходов россиян. Однако, на это потребуется время. Таким образом, в перспективе ближайших 12 месяцев можно быть уверенным в том, что экономичное потребление будет характерно для всех покупок, совершаемых россиянами как в офлайне, так и в онлайне.