7, Февраль 2016

Гаджеты по январскому курсу

Цены на смартфоны и планшеты у крупных продавцов электроники с начала года практически не изменились, несмотря на девальвацию рубля и рост цен у производителей. Повышение отложено до истощения складских запасов.

​Вопреки ожиданиям

В январе производители электроники сообщили о повышении отпускных цен на свои устройства, а представители ретейлеров — о грядущем росте и розничных цен. РБК решил выяснить, как с тех пор изменилась стоимость гаджетов в сетях «Связной», «Евросеть», «М.Видео», «Эльдорадо», а также в магазинах, принадлежащих операторам «большой тройки» — «МегаФона», «Билайна» и МТС. Для этого мы выгрузили цены на смартфоны и планшеты на сайтах сетей и посчитали динамику цен на все модели, присутствующие в ассортименте данных ретейлеров. В исследовании сравнивались цены по состоянию на 12 января и 2 февраля.

Цены на смартфоны и планшеты у крупных российских ретейлеров с конца новогодних праздников почти не изменились, выяснил РБК. ​Смартфоны подорожали более чем на 1% только у «М.Видео» (1,3%) и МТС (3,1%). В остальных сетях их цены практически не изменились, а у «МегаФона» даже снизились — на 1,8%. Планшеты выросли в цене на 1–​2% в онлайн-магазинах «Билайна», МТС, «Связного» и «Эльдорадо», а у остальных почти не поменялись.

Судя по динамике цен, чаще всего продавцы поднимали цены на Samsung и Sony — часть моделей этих производителей подорожала у всех рассматриваемых ретейлеров от 3 до 25%. Стоимость iPhone 5s выросла на 3–4% в большинстве исследуемых сетей.​ Среди подорожавших есть устройства и других производителей — LG, HTC, Asus, Alcatel и др.

Подешевевшие модели у ретейлеров отличаются сильнее. Так, цена аппарата LG Nexus 5X снизилась сразу у четырех продавцов — МТС, «Связного», «Эльдорадо» и «МегаФона» — на 14–28%. На 2–6% упала цена iPhone 6s и iPhone 6s Plus в сетях «Билайна», «МегаФона», «Связного», МТС и «Эльдорадо». Также среди подешевевших телефонов часто встречаются модели HTC, Alcatel, Microsoft Lumia.

Среди планшетов кроме Samsung и Sony дорожали также iPad, но их цена не повышалась более чем на 9%. Причем, как и в случае со смартфонами, зачастую ретейлеры поднимали цены на одни модели iPad, но снижали на другие.

Пока ретейлерам удается сдерживать рост цен за счет старых товарных запасов, но удорожания гаджетов избежать не удастся, предупреждают они.

Повышение неизбежно

Рост цен на технику имеет отложенный эффект и зависит от товарных запасов продавцов, объясняет представитель «М.Видео». На российском рынке оборачиваемость товарного запаса составляет 70–80 дней, добавил глава управления товарными категориями «Евросети» Алексей Широков. По его словам, сейчас у ретейлеров еще остались гаджеты по старым закупочным ценам. «Пока мы сдерживаем рост цен в своих магазинах за счет наличия товарного запаса», — подтвердил представитель «М.Видео».

Чтобы цены на устройства выросли под влиянием курсовых разниц, стоимость валюты должна не только сильно измениться, но и продержаться на определенном уровне полтора-два месяца, добавляет представитель «Связного» Мария Заикина. По ее словам, цены на гаджеты «в ближайшие дни или недели» неизбежно вырастут, поскольку с октября курс доллара демонстрировал постоянный рост, причем значительный.

«В случае если курс не опустится ниже 70 руб., то с высокой вероятностью цены в будущем периоде могут вырасти», — подтвердил Широков. Основные изменения цен произойдут в перспективе нескольких месяцев, хотя уже сейчас участники рынка «начали переписывать ценники» на отдельные модели гаджетов вслед за выросшими закупочными ценами, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников.

Тем не менее ретейлеры до последнего будут стараться сдерживать рост цен, уверяют их представители. Потребители не готовы платить больше за товар, говорил РБК в январе гендиректор Lenovo в России, СНГ и Восточной Европе Глеб Мишин: компании приходится находить баланс между себестоимостью и заработком.

«ВымпелКом» (бренд «Билайн») и «М.Видео» ведут переговоры с поставщиками о более выгодных условиях закупок, сообщили представители компаний.​ Параллельно продавцы проводят специальные акции и вводят новые скидки. Например, «МегаФон» предлагает все больше устройств со скидкой на связь и распространяет ценовые акции не только на бюджетные, но и на гаджеты средней ценовой категории, говорит представитель компании Юлия Дорохина. Кроме того, компания расширяет ассортимент бюджетных устройств. Акции помогают сдержать рост средних цен и «ВымпелКому», и МТС, рассказали представители компаний. МТС также отказалась от маржи при продаже устройств, снизив цены еще в прошлом году, отметил Солодовников.

Источник