Начало 2021 – 70 кофеен. Сентябрь 2021 – 93 (плюс 2 в стадии открытия), рассказывает основатель сети кофеен «Правда Кофе»
― Каковы итоги 2020 года? Насколько сильно пандемия и ковидные ограничения сказались на финансовых показателях компании? Какие антикризисные меры были предприняты для адаптации к работе в условиях пандемии COVID-19?
― -31,9% товарооборот по всей сети. Like4like -40%.
To Go достаточно гибкий в условиях пандемии, мы быстро переформатировались в формат окна, переставили стойки ко входу. Самым тяжелым был апрель 2020, выручка снизилась на 95%, работала лишь малая часть кофеен. Лучшим месяцем был сентябрь 2020: like4like -15% по транзакциям, -12% по выручке.
Приняли решение не переводить кофейни на доставку – кофе «не живет» то время, которое декларируется доставкой. Зато запустили в онлайн продажу зерна (наше производство по обжарке зерна Coffee Workshop) – через OZON, Wildberries и прочие маркетплейсы.
― Как вы оцениваете результаты работы в первом полугодии 2021 года? Насколько новые антиковидные меры, введенные в июне, сопоставимы по эффекту с локдауном?
― У нас было много открытий в I полугодии, последствия 2020 позволили нам занимать новые локации, т.к. снизились арендные ставки, много ноунеймов не пережили первую волну.
По принятым мерам – меры 2020 и 2021 несопоставимы. По выручке на нас меры июня 2021 не сказались. Мы могли сдвинуть стойку ко входу и торговать без QR-кодов.
― Какими государственными и региональными мерами поддержки вам удалось воспользоваться с начала пандемии? Насколько они оказались эффективными?
― Самая ощутимая мера – это снижение ставки по страховым взносам для субъектов МСП. Также мы привлекали кредитные средства по субсидируемой ставке. И сейчас в процессе получения субсидий от правительства Москвы на компенсацию затрат по работе с маркетплейсами и на участие в выставках.
― Как изменилось поведение гостей? Какие потребительские тренды актуальны для ресторанной индустрии и для вашего сегмента, в частности? Какие из них получат развитие в ближайшие 2-3 года?
― Существенно в to go не изменилось. Рынки будут уходить в онлайн. Очевиден тренд на мобайл – развитие формата предзаказа для кофеен. Этому тренду нужно 2-3 года, чтобы сформироваться.
― Очевидно, пандемия препятствует расширению сетевого бизнеса, в том числе и за счёт снижения интереса потенциальных франчайзи. Как вы привлекаете новых партнёров? Какую поддержку оказываете франчайзи в столь сложных условиях? Насколько успешно они работали в условиях пандемии?
― Сейчас конверсия 4% от количества запросов (2019 – конверсия 2,5%), запрос потенциального партнера стал более адресным и целевым. Остановили рекламу франшизы более года назад – сейчас все заявки идут органически. Количество заявок сократилось, но качество стало выше.
Поддержка: рекомендации франчайзи по модели поведения – сокращение расходов, работа с арендодателями и персоналом. Головная компания вела переговоры с поставщиками об отложенных платежах, рассрочках и пр.
Запустили программу мотивации для партнеров: если партнер увеличивает количество своих кофеен, для него открываются привилегии, которые позволяют сократить стоимость открытия кофейни и себестоимость товаров.
― Как COVID-19 повлиял на темпы открытия новых заведений? Корректировали ли вы стратегию развития сетевого бизнеса на 2021-2022 гг.?
― Начало 2021 – 70 кофеен. Сентябрь 2021 – 93 (плюс 2 в стадии открытия). Локальная цель – преодолеть психологическую отметку в 100 кофеен.
Стратегия – увеличение количества кофеен за счет программы мотивации для действующих партнеров.
― На какие финансовые показатели вы ожидаете выйти по итогам 2021-2022 гг.? Что для этого намерены предпринять? Планируется ли увеличение количества заведений и расширение представленности сети?
― Прогнозируемый оборот по итогам 2022 – ₽1 млрд.
― Ожидаете ли вы возврата ресторанного рынка (посещаемости, размера и глубины среднего чека) на допандеймийный уровень в 2021 году? Если нет, то когда это, по вашему мнению, произойдёт?
― Размер и глубина среднего чека по сети: 2019 – ₽155, апрель/май 2020 — ₽172 (выше на 11% допандемийного периода, спрос сместился в сторону to-go), с августа 2020 – ₽160 р
Посещаемость допандемийного уровня – ожидаем восстановление в I квартале 2022.