Из-за закрытия границ в связи с пандемией трендом стал загородный отдых внутри страны.
По данным «Анализа рынка гостиничных услуг в России», подготовленного BusinesStat в 2022 г, в 2017-2019 гг объем этого рынка в стране вырос на 15,6%: со 135,9 млн до 157,2 млн ночевок. Росту отельного рынка в 2017-2019 гг способствовало проведение ряда международных спортивных мероприятий в стране, а также увеличение внешнего турпотока из Китая, Индии и других восточных стран и стран СНГ. Дополнительными факторами роста стали ослабление национальной валюты, из-за чего часть туристов вынуждены были заменить зарубежный отдых внутренними путешествиями по России, и открытие Крымского моста, вызвавшее рост спроса на отдых в Крыму.
Увеличение объема гостиничного рынка в России сопровождалось перераспределением спроса в более низкий ценовой сегмент – рост популярности хостелов и прочих бюджетных видов гостиничного размещения из-за стагнации доходов потребителей.
В 2020 г пандемия коронавируса привела к падению объема рынка гостиничных услуг в России на 22,4% до 122,0 млн ночевок. На время карантина, вводимого в стране для предотвращения распространения эпидемии, деятельность коллективных средств размещения была приостановлена. Постепенное ослабление ограничений во второй половине года и замещение выездного туризма на внутренний позволило рынку избежать большего падения по итогам года.
В 2021 г объем рынка гостиничных услуг вырос на 26,6% к уровню 2020 г до 154,5 млн ночевок. Из-за закрытия границ трендом 2021 г стал загородный отдых внутри страны. Гостиницы старались адаптироваться к новым санитарным условиям. Появились дополнительные сервисы, в том числе с использованием современных технологий, минимизирующие контакты между постояльцами и персоналом. Дополнительным стимулом для отдыха в России стала программа туристического кэшбэка от Ростуризма и платежной системы МИР.
В 2022 г из-за геополитического кризиса тренд на отдых внутри страны сохранится. Кроме того, ослабление рубля и закрытие для россиян ряда стран будут способствовать перераспределению спроса с зарубежных направлений на российские курорты. Гостиничному бизнесу стоит в большей степени развивать экономичные форматы размещения, что будет актуально в условиях снижения реальных доходов жителей страны.