Из-за повышения цен и проблем на рынке труда россияне вряд ли изменят свое мнение в ближайшем будущем
Утверждение о том, что «питание вне дома — это дорогое удовольствие», остается самым популярным мнением посетителей ресторанов и кафе. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного в рамках исследования «Ресторанные тренды в России 2022–2023». В июне 2022 года с фразой согласились почти 63,4% посетителей заведений общественного питания (выбрали варианты ответа «полностью согласен» или «скорее согласен»). При этом доля опрошенных, «полностью согласных» с утверждением, выросла с 11 до 13%.
Такое мнение респондентов согласуется с отмечаемым ими ростом затрат в ресторанах и кафе, которое было связано с ростом цен. О вынужденном повышении стоимости блюд в феврале—апреле упомянули многие опрошенные участники рынка. Ситуация с реальными доходами россиян менее способствовала такому ответу, поскольку, судя по данным Росстата, в период с января по июнь показатель снизился всего на 0,8% год к году. Следует, однако, отметить, что к тому моменту влияние санкций еще не полностью сказалось как на российской экономике в целом, так и на рынке труда в частности. Последствия ухода ряда иностранных компаний из России не успели отразиться на статистике по реальным доходам за первое полугодие. Но в дальнейшем негативное влияние на рынок может оказать вероятное сжатие платежеспособного спроса, причиной которого будут структурные сдвиги на рынке труда.
Посетители ресторанов, чей доход превышает 75 тыс. руб., чаще других не разделяют мнения о том, что питание вне дома — «дорогое удовольствие». Не согласны с этим 35,3% опрошенных с данным уровнем заработка, и только 23,9% с доходами от 31 тыс. до 40 тыс. руб.
Подробный анализ основных событий, динамика и прогнозы развития российского рынка общественного питания ― в новой серии исследований: рестораны_2022.