21, Февраль 2023

В 2022 г продажи судов в России возросли на 6% и достигли 177 тыс шт.

Наибольший рост пришелся на технику для активного отдыха.

По данным «Анализа рынка судостроения в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2022 г продажи судов в стране возросли на 6,1% и составили 177,3 тыс шт. Участники рынка ожидали падения спроса из-за снижения покупательской способности населения. Однако продажи, наоборот, возросли, рост реализации пришелся на технику для активного отдыха. Дистрибьюторы отмечали увеличение спроса на лодки ПВХ и подвесные лодочные моторы, что было вызвано опасениями потребителей по поводу возможного возникновения дефицита и существенного роста цен. Второй причиной высокого спроса на прогулочные и спортивные суда в 2022 г стала сложная ситуация с выездом на заграничный отдых. Жители страны стали планировать свой отпуск в пределах России и покупать товары для активного отдыха.

Российские производители и иностранные компании вносят почти равный вклад в предложение судов на российском рынке. Однако, события 2022 г сильно повлияли на российское судостроение. Вследствие введения санкций, часть поставщиков иностранного оборудования заморозили либо прекратили взаимоотношения с российской стороной. В частности, остановили поставки в Россию компании Wartsila, Mitsubishi и Yanmar, являющиеся производителями пропульсивных установок, двигателей, валолиний и валогенераторов. Это привело к задержкам в строительстве судов, а часть проектов, по словам участников рынка, пришлось заморозить на неопределенных срок.

С целью поддержки судостроительной отрасли Минпромторгом был разработан механизм по выдаче субсидий на выполнение комплексных проектов по разработке, созданию и внедрению в серийное производство наиболее критичных видов судового комплектующего оборудования. На реализацию проекта в 2022 г направлено 7 млрд руб, в 2023-2024 гг предполагается выделить еще 15 млрд руб. Таким образом частично заменить санкционное оборудование смогут российские компании. В качестве альтернативы также рассматриваются поставщики из Китая, Турции и Южной Кореи, уже зарекомендовавшие себя на судостроительном рынке – это компании Weichai, Yuchai, Sjmatek, JMC, Gurdesan, Aksis. Таким образом, курс, взятый на импортозамещение, а также поиск альтернативных поставщиков, приведет к положительной динамике в судостроении и в смежных отраслях, но на это понадобится время.

Источник