По данным «Анализа рынка муки в России», подготовленного BusinesStat в 2015 году, ежегодно ее продажи падают на протяжении последних лет. Исключением стал 2012 год, когда продажи выросли на 6,9% по сравнению с 2011 годом. Наибольшее снижение продаж наблюдалось в 2011 и 2013 гг. Ключевой причиной падения показателя в эти годы послужил рост цены на зерно в связи с неурожаями, спровоцировавший, в свою очередь, увеличение цены на муку.
В 2010-2014 гг. в среднем около 91,7% общих продаж муки приходилось на пшеничную и пшенично-ржаную муку. Доля ржаной муки составляла в среднем 7,6% от совокупного показателя. Оставшиеся 0,7% продаж приходились на прочие виды продукции.
В 2015 году продажи муки в стране снизятся на 0,6% относительно 2014 года до 9,71 млн т. Снижение показателя будет обусловлено ростом цены из-за удорожания зерна. Однако в данном случае удорожание будет спровоцировано не низким урожаем, а чрезмерно активным экспортом дешевого российского зерна за рубеж, что приведет к дефициту продукции на внутреннем рынке и, как следствие, росту цены на зерно и продукты его переработки.
В 2016 году ожидается рост продаж муки на 1,0% к уровню 2015 года в связи с прогнозируемым ростом потребления муки и изделий из нее — в кризисные годы спрос на недорогие продукты питания растет. В 2017-2019 гг. продажи муки в стране, по прогнозам аналитиков, будут ежегодно сокращаться на 0,6-2,0% в год. В 2019 году они составят 9,41 млн т, что меньше значения 2014 года на 3,6%. Основной причиной ожидаемого снижения продаж муки в стране будет постепенное преодоление кризисных явлений в экономике: замедление инфляции и темпов сокращения реальных доходов населения. Это приведет не только к снижению потребления хлебобулочных изделий, но и к падению закупок муки в рознице для изготовления домашней выпечки.
Приведенные значения рассчитаны аналитиками BusinesStat на базе статистики Росстата и ФТС РФ.