Какие тенденции были актуальны на рынке ландшафтного благоустройства в 2022 году и как сказался на отрасли текущий геополитический кризис?
Начиная с 2020 года российский рынок ландшафтного благоустройства и озеленения демонстрировал позитивные показатели: введенный в марте локдаун в значительной степени повлиял на мировосприятие граждан. Многие жители мегаполисов оставили городские квартиры в пользу загородной недвижимости и, как следствие, сфокусировались на благоустройстве приусадебных участков.
По итогам 2021 года, согласно оценки «Смарт Консалт» в России прирост спроса на озеленение и ландшафтное благоустройство вырос на 3,5% в денежном эквиваленте относительно показателя, зафиксированного в 2020 году.
Что касается прошедшего 2022 года, то в этот период имели место не только выраженные изменения предпочтений b2c потребителей, но и новые тенденции со стороны b2b сегмента, что во многом было обусловлено развитием рынка недвижимости как городской, так и загородной, а также сложной экономической обстановкой в стране. Участники рынка ландшафтного благоустройства и озеленения, в свою очередь столкнулись с рядом вызовов.
Так согласно оценке Романа Зимина, руководителя мастерской ландшафтной архитектуры компании "Брусника", в 2022 году для эффективного обеспечения проектов озеленением, приходилось нередко перестраивать логистические цепочки, актуализировать условия договоров на закупку, доставку и посадку растений. Стоимость зелёных насаждений в 2022 году выросла почти в четыре ввиду проблем с логистикой и уложения таможенных процедур.
Помимо этого, некоторые игроки рынка ландшафтного благоустройства прекратили работу с частными клиентами и перешли в команды девелоперов. Интересно отметить, что последние несколько лет наибольшую долю спроса на фокусные услуги занимает b2b сегмент, в том числе строительные компании, торговые центры, моллы, девелоперские организации, а также государственные структуры.
Так, следует отметить интенсивный рост спроса на ландшафтное благоустройство и озеленения со стороны компаний-застройщиков, обусловленный, в первую очередь, популяризацией в РФ недвижимости класса «комфорт» и «комфорт +». Важной особенностью данных типов объектов является обязательное наличие обустроенной территория с газонами, МАФами, цветниками, спортивными площадками и другими элементами ландшафтного дизайно.
Согласно оценки Дениса Гулакова, генерального директора ГК "Меридиан", проекты по озеленению и благоустройству строящихся ЖК выполняются проектировщиками на аутсорсе. Затем начинается реализация необходимых работ, идёт сотрудничество с различными питомниками, которые и осуществляют посадку деревьев, кустарников и других растений. Похожего принципа работ придерживается и ГК «Страна Девелопмент»: руководитель управления архитектуры и дизайна Олеся Половникова рассказала «Смарт Консалт» о том, что компания активно развивает компетенции по благоустройству внутри организации, а также идет привлечение крупных архитектурных бюро для решения точечных задач.
Отметим также, что сильное влияние на работу ландшафтных дизайнеров и проектировщиков оказал тренд на экологичность. Так ГК «Меридиан» отмечает, что в последние годы стремятся выбирать благополучные эко-районы для строительства своих объектов: дома в настоящее время имеют весьма высокий уровень энергоэффективности, заключающийся, например, в автоматизированной системе учета потребления ресурсов и датчиков движения в общественных местах.
Таким образом, согласно оценке «Смарт Консалт», несмотря на сложную ситуацию на рынке озеленения и снижение реальных доходов населения в России — рынок ландшафтного благоустройства продолжает развиваться и приобретает новые особенности.