Падение российской экономики напрямую отразилось на рынке лизинга.
ООО «КБ Общественных связей», ООО «МАН Трак энд Бас РУС»
Фото: ТАСС
Большинство экспертов сходятся втом, что рынок лизинга переживает далеко несамые простые времена. Попредварительным данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), объем нового бизнеса, тоесть стоимость имущества, взятого влизинг, поитогам 2015 года составила около 530 млрдруб., тоесть на22% меньше, чем в2014-м. Всвою очередь, сумма новых лизинговых договоров запрошлый год сократилась на20%, до800 млрдруб. Динамика за2015 год оказалась даже хуже динамики предшествующего года.
Несмотря нато что рынок уменьшился примерно напятую часть, темпы этого падения последнее время стали сокращаться. «Интересно, что поитогам первых девяти месяцев 2015-го сокращение объема нового бизнеса составляло около 26%, асуммы новых лизинговых договоров упали примерно на23%. Данные запервое полугодие были еще хуже, рынок сокращался почти натреть посравнению спервым полугодием 2014 года»,— говорит эксперт-аналитик ГК«Финам» Алексей Калачев. Тоесть, поего словам, вовтором полугодии 2015-го можно заметить некоторое восстановление рынка прежде всего благодаря программам господдержки обновления машинного парка иоборудования.
Тем неменее сокращение рынка привело кпадению рентабельности бизнеса лизингодателей или фиксации убытков.Так, одна изкрупнейших отечественных компаний нарынке лизинга «ВЭБ-лизинг» получила чистый убыток поРСБУ за2015 год вразмере14,1 млрдруб. против прибыли в2,3 млрдруб. годом ранее. Резкое падение показателей обернулось сменой руководства компании: вапреле 2015-го еегенеральным директором вместо Вячеслава Соловьева стал бывший глава аналитического департамента Сбербанка Александр Дымов. Вчастности, для повышения финансовой устойчивости компании новый гендиректор планирует продать железнодорожный парк (65тыс. вагонов), атакже самолеты, принадлежавшие авиакомпании «Трансаэро». Именно «ВЭБ-лизинг» был крупнейшим лизингодателем перевозчика, находящегося впроцессе банкротства.
Представители самих лизинговых компаний оценивают ситуацию нарынке лизинга как нормальную, хотя иотмечают его сокращение. «С одной стороны, отрасль вцелом чувствует себя неплохо: никакой катастрофы итем более драматизма непроисходит, ничего объективно критического яне вижу. Сдругой стороны, развитие лизинга напрямую связано синвестициями восновные фонды, ав условиях нынешнего затишья изамедления вэкономике упредприятий сокращается возможность для инвестиций. Даже текомпании, которые обладают необходимыми ресурсами, предпочитают смотреть, что будет дальше»,— говорит генеральный директор «Сбербанк Лизинг», президент Объединенной лизинговой ассоциации Кирилл Царев. Всвою очередь, пословам гендиректора «РБ Лизинг» Гурама Кудрявцева, спрос нарынке лизинга существенно снизился всравнении с2013–2014 годами засчет падения инвестиций вэкономике вцелом. «Высокая волатильность нарынке финансовых исырьевых активов, атакже генерируемая ими неопределенность действуют особенно негативно напринятие инвестиционных решений, которые имеют более длинный срок окупаемости»,— объясняетон.
Все несчастливы по-своему
Вситуации падения экономики каждый сегмент лизинга развивается по-своему. «Самый большой сектор лизинга всилу дороговизны объектов составляет авиализинг. Вконце года онполучил существенный удар всвязи сбанкротством авиакомпании «Трансаэро», имевшей большой парк лизинговых воздушных судов»,— говорит Алексей Калачев. Поего словам, влияние этого негативного фактора будет заметно всекторе ив первой половине 2016 года. Другим значительным сектором эксперт называет лизинг вагонов иподвижного состава перевозчиками нажелезной дороге— вотличие отавиализинга этот сектор растет. «Государство хотя ине софинансировало лизинговые платежи, однако активно стимулировало перевозчиков кобновлению парка, втом числе льготным кредитованием. Вовсяком случае значительную долю вагонного парка составляют именно вагоны, находящиеся влизинге»,— говорит Калачев.
Причем речь идет нетолько олизинге вагонов для железной дороги, нои для метро. Вчастности, администрация Санкт-Петербурга вфеврале текущего года заявила ожелании обновить подвижной состав подземки— город планирует подготовиться кпроведению чемпионата мира пофутболу 2018 года. Городская администрация проведет конкурс наприобретение влизинг четырех составов метро смаксимальной общей стоимостью2,1 млрдруб. Доэтого подобный опыт покупки метровагонов влизинг был только увластей Нижнего Новгорода. Потакойже схеме компания «Уралтрансмаш» планирует поставлять трамваи воВладикавказ.
Более того, вянваре этого года стало известно, что российское правительство планирует компенсировать часть лизинговых платежей подоговорам, заключенным скомпаниями наприобретение гражданских судов. «Лизинг строительной исельскохозяйственной техники, морских иречных судов, лизинг промышленного оборудования икоммерческой недвижимости повсей стране испытывали спад»,— говорит Алексей Калачев. Поего словам, наулучшение показателей рынка лизинга вовторой половине прошлого года оказала влияние только госпрограмма лизинга автомобилей. Всвою очередь, помнению Гурама Кудрявцева, «отсутствие инвестиций вновые активы, заморозка крупных проектов компаниями среднего икрупного бизнеса, атакже резкое подорожание новой импортной техники привели ктому, что лизинг изинструмента финансирования инвестиций вбольшей степени стал играть роль обеспеченного кредитного продукта снабором фискальных преимуществ». Всвязи сэтим, поего оценкам, значительно выросла доля возвратного лизинга вструктуре сделок среднего икрупного бизнеса, что стало характерной чертой рынка лизинга 2015 года.
Надежда нагосударство
Участники лизингового рынка надеются наего постепенное восстановление. «Перспективы урынка есть, причем как попричине «достижения дна» вроссийской экономике, тоесть благодаря низкой базе двух прошлыхлет, так иза счет появления дополнительных стимулирующихмер, запланированных государством»,— считает старший аналитик ГКForex Club Алена Афанасьева. Вчастности, напоминаетона, будет продлена программа покупки автомобилей «Льготный лизинг», аФонд развития промышленности недавно запустил свою программу попокупке оборудования «Лизинговые проекты». Врамках последней промышленным предприятиям будут предоставляться льготные займы поставке 5% годовых науплату до50% аванса заоборудование, взятое влизинг (см. материалы нас. 2и3).
«Это может дать серьезный толчок отрасли идекларируемому правительством курсу наимпортозамещение. Больше других выиграют компании, которые будут поставлять оборудование врамках данной программы»,— говорит Алена Афанасьева. Поее словам, подобное содействие государства, посути, поможет участникам лизингового рынка быть более гибкими впроцессе ценообразования инайти новых покупателей. Неисключено, что врезультате драйвером роста вближайшем году станет неавторынок, аименно рынок промышленного оборудования. «Если анализировать показатели год кгоду, тов 2016-м мыожидаем роста активности, так кактот, кто отложил покупки впрошлом году, скорее всего, совершит ихв этом. Хотя есть ощущение, что небольшое ожидание нарынке все-таки будет»,— соглашается Кирилл Царев.
Впрочем, роста рынка поитогам года неожидают даже смелые аналитики. Как отмечает управляющий партнер компании Kirikov Group Даниил Кириков, рынок лизинга может уменьшиться еще на10%. «Важнейшим фактором выживания сейчас является качество портфеля лизинговой компании— чем онлучше, тем легче ейпережить кризисные времена»,— предупреждает эксперт. Поего словам, наиболее перспективными направлениями сейчас можно назвать лизинговые продукты для малого исреднего бизнеса, причем все более популярными становятся экспресс-продукты. Вцелом в2016 году стоит ожидать сохранения прошлогодних тенденций: скорее всего, компании сократят количество рискованных сделок ибудут более серьезно работать сдебиторской задолженностью, добавляет Кириков. «Из наиболее интересных направлений, которые покажут ростили, покрайней мере, будут менее подвержены сокращению, можно выделить авиализинг иавтолизинг. Первому поддержку окажет замена парка устаревших воздушных судов, авторому— госсубсидирование»,— считает аналитик ИК«Русс-Инвест» Семен Немцов.