14, Ноябрь 2023

Pro-новости продуктового ретейла в новой экономической реальности (06.11.23–12.11.23)

Еженедельный дайджест

«Мираторг» открыл свой аналог «Макдоналдса»

Агропромышленный холдинг Мираторг открыл новую сеть ресторанов быстрого питания под названием «100» (аналог «Макдоналдса»). Как сообщает портал Shoppers, первая точка заработала в Москве на Минском шоссе, сам «Мираторг» об открытии заведения не объявлял.

В меню «100» можно найти больше десяти видов бургеров, картошку фри и напитки. Цена бургеров — от 65 до 329 руб., картошки фри — от 79 до 139 руб., картофеля по-деревенски – 129 руб. Похожие цены во «Вкусно — и точка». Именно «Мираторг» больше десяти лет поставлял «Макдоналдсу» (еще до «Вкусно — и точка») бифштексы и наггетсы. Так что собственный бренд фастфуда от «Мираторга» — это серьезная заявка.

Траты на еду — самая большая статья расходов россиян

Служба исследований hh.ru, крупнейшей российской платформы онлайн-рекрутинга, провела опрос среди трудоустроенных соискателей, попросив их назвать две самые большие статьи расходов за месяц. Выяснилось, что большая часть зарплаты уходит на еду и аренду жилья (ипотеку). 47% опрошенных россиян сообщили, что их самая большая статья расходов за месяц — это покупка еды. Чаще всего такие респонденты проживают в Хабаровском крае (57% опрошенных из этого региона назвали еду среди ключевых трат), а также в Ярославской и Новосибирской областях (по 54%). Меньше всего таких респондентов в Удмуртской Республике (всего 22%). В разрезе профессий большую часть зарплаты на еду чаще всего расходуют представители сферы «Маркетинг, реклама, PR» (56%), а реже всего — из сферы «Розничная торговля» (30%). 

34% россиян среди самых больших трат назвали аренду жилья и/или ипотеку. Такие расходы наиболее свойственны жителям Ханты-Мансийского АО (44%) и медицинским работникам (55%). И наоборот: реже всего на это тратятся жители Саратовской области (лишь 20% назвали арендную плату среди основных расходов) и работники транспортно-логистической сферы, а также сотрудники безопасности (по 25%).  Еще 30% рассказали, что тратят существенную часть зарплаты на коммунальные расходы, 33% — на выплату кредитов (не ипотечных), 15% — на детей, 11% — на транспорт и/или автомобиль, 8% — на лечение и лекарства, 7% — на досуг и отдых, 6% — на одежду и обувь. Реже всего в число наиболее крупных статей расходов входят образование (5%), уход за собой (4%), а также связь, телевидение и интернет (1%).  Отметим, что наибольшими тратами на лечение и лекарства отличаются респонденты из сферы «Наука, образование» (14%), на досуг и отдых больше других тратятся представители сферы «Стратегия, инвестиции, консалтинг» (13%), а на обучение — «Искусство, развлечения, массмедиа» (13%). О больших расходах на транспорт и автомобиль чаще прочих сообщали работники сферы «Транспорт, логистика, перевозки» (16%). Расходы на аренду жилья или ипотеку преобладают среди молодых соискателей: этот пункт назвали ключевым 45% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет и 44% респондентов 25–34 лет. При этом коммунальные расходы чаще всего являются самой большой тратой у более старшего поколения: так ответили 42% работников в возрасте 45–54 лет и 51% тех, кто старше 55 лет. Опрос проводился среди 5 043 российских соискателей с 16 по 30 октября 2023 года.

Онлайн-ретейлер Wildberries запустил в Армении продажу алкоголя

В ассортименте Wildberries, который доступен жителям Армении, появились сотни алкогольных напитков, включая красные, белые и игристые вина, виски, джин, ром. «На маркетплейсе появились алкогольные напитки, продажа которых теперь доступна покупателям на территории Армении. Клиенты смогут сделать заказ из большого ассортимента вин и крепких напитков не выходя из дома», — говорится в сообщении пресс-службы. В компании отметили, что в будущем ассортимент будет увеличиваться. «Wildberries внимательно отнесся к безопасности в данной категории. Перед переходом к покупке запрашивается возраст покупателя, а при получении в каждом пункте выдачи обязательным условием будет предъявление документа, подтверждающего возраст покупателя», — подчеркнули в пресс-службе.

Продажи пива в России в третьем квартале выросли более чем на 3%

Ассоциация производителей пива, солода и напитков (АПП) совместно с NielsenIQ проанализировали динамику и тренды пивоваренного рынка. В третьем квартале продажи пива в натуральном выражении увеличились на 3,4%, во втором квартале — на 1,2%. По итогам трех кварталов продажи безалкогольного пива выросли на 7,9%. Наибольший рост в категории безалкогольных напитков показали энергетики, прибавив 26%.

По итогам девяти месяцев 2023 года пиво в пластиковых бутылках занимает 36% рынка. Доли пива в банках и стеклянных бутылках составляют 31 и 25% рынка соответственно (плюс 1% к аналогичному периоду 2021–2022 годов). Стабильная доля в 8% в структуре продаж у пива в кегах, этот показатель остается неизменным на протяжении последних трех лет. Наиболее популярное у россиян пиво средней крепости (3–6%) по итогам трех кварталов 2023 года занимает 85% рынка без каких-либо существенных изменений в продажах. Что касается наиболее растущих сегментов пивоваренного рынка, самую активную динамику продемонстрировали категории крепкого и безалкогольного пива, показав рост на 8,1 и 7,9% соответственно. С января по сентябрь продажи безалкогольных напитков в натуральном выражении выросли на 4,2%, а в денежном — на 13,9%. Наиболее динамичный рост показали энергетические напитки, прибавив за три квартала 2023 года 26% в натуральном и 28,3% в денежном выражении. В третьем квартале стал заметен тренд роста натуральных продаж на рынке FMCG в целом и в индустрии напитков и пивоваренной продукции в частности. Тем не менее, несмотря на определенную позитивную динамику, сберегательная модель потребительского поведения в России остается доминирующей. Итоги второго квартала 2023 года убеждают в том, что 59% россиян старались сократить расходы (в начале года этот показатель составлял 67%). Основные категории, на которых экономят россияне, — покупка новой одежды, питание и развлечения вне дома.

Источник