Генеральный директор «Правда Кофе» специально для исследования рынка общественного питания 2023
— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
— Несмотря на трудности, с которыми мы столкнулись, в целом 2022 год стал для нашей компании годом реализованных возможностей. Мы смогли перестроить свои бизнес-процессы и научились жить в условиях высокой неопределенности. Безусловно, случившиеся события не позволили в полной мере реализовать планы по развитию, однако за 2022 год мы открыли более 30 новых кофеен и данный показатель оцениваем как вполне успешный.
— Какое влияние оказали волатильность рубля и уход с рынка иностранных дистрибуторов на формирование меню и ценовую политику компании?
— Ослабление рубля и высокая волатильность вызвали рост цен практически во всех товарных группах. Основной сырьевой ингредиент в нашей отрасли — это зеленый кофе, который полностью импортируется из-за рубежа, и его стоимость напрямую связана с курсом доллара. Рост цен на этот продукт (равно как и на все остальные) существенно увеличил себестоимость. В сложившихся обстоятельствах мы были вынуждены поднять цены на наши напитки. Поскольку мы являемся обжарщиками и самостоятельно обеспечиваем свежеобжаренным кофе нашу сеть, мы смогли частично нивелировать эти последствия за счет внутренних резервов и не допустить существенного роста розничных цен. Мы старались, чтобы это повышение не стало слишком обременительным для наших гостей и ограничились индексацией цен на 20–30 рублей.
Как и раньше, мы продолжаем работать преимущественно с российскими производителями, поэтому структура поставщиков существенно не изменилась. Многим из них потребовалось определенное время на замену сырья, выстраивание новых логистических цепочек и технологических процессов.
— Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2023 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней?
— Результаты компании в первой половине 2023 года мы оцениваем с определенным оптимизмом. Выручка сети выросла на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Все мы научились жить и работать в текущих условиях, приобрели колоссальный опыт преодоления различных сложностей, поэтому с уверенностью можно сказать, что ситуация в этом году более позитивная и относительно стабильная.
Маржинальность бизнеса по сравнению с прошлыми периодами немного сократилась, поскольку повышение розничных цен не покрывает в полной мере роста себестоимости вследствие продуктовой инфляции.
Основным драйвером рынка, на мой взгляд, станет стабилизация экономической, геополитической ситуации. Все кризисы когда-нибудь заканчиваются, и им на смену приходит развитие и экономический рост.
Барьером, опять же, является экономическая ситуация — слабый и волатильный рубль, высокая инфляция, риски неопределенности. В этом году как никогда остро встал вопрос с рынком труда. Мы, как и вся отрасль HoReCa, столкнулись с кадровым дефицитом линейного персонала.
— Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются на рынке? Какие блюда и концепции набирают популярность?
— Кофе — продукт, от которого человеку тяжело отказаться, несмотря ни на что. Мы не видим какого-то сокращения потребления или снижения частоты покупок. Количество транзакций в этом году однозначно выше прошлогодних показателей, несмотря на то, что уехавшие в прошлом году из России люди — экономически активное население, которое попадает в нашу целевую аудиторию.
Средний чек в настоящее время вырос на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это обусловлено не только инфляционным фактором, но и нашей системной работой над этим важным показателем. В 2022 году мы ввели в сети большой объем напитков, сейчас работаем над оптимальным меню и большое внимание уделяем сервису.
— Насколько успешно развивается франчайзинговое направление? Сохранился ли спрос на франшизу в текущей экономической ситуации? Оказываете ли поддержку партнерам?
— Франчайзинговое направление «Правда кофе» в данный момент развивается за счет органического роста и активности наших действующих партнеров. Все больше франчайзи открывают вторую и последующие кофейни, убедившись в жизнеспособности финансовой модели.
Мы наблюдаем сохраняющийся спрос на франшизу в текущей экономической ситуации и определенный запрос на работу непосредственно под нашим брендом.
Своим партнерам мы всегда оказываем всестороннюю поддержку и помощь.
— Изменился ли ваш подход к выбору локаций из-за падения трафика в торговых центрах? Какова стратегия развития вашей сети?
— Стратегию развития нашей сети можно описать двумя направлениями:
Количественное развитие — открытие новых кофеен, выход в другие регионы;
Качественное развитие — новые форматы с большей площадью, с полноценной посадкой и расширенным меню.
— Получила ли ваша компания какие-либо преимущества от ухода с рынка иностранных сетей? Например, приток новой аудитории или помещения в удачных локациях? Остаются ли свободные ниши сейчас?
— Уход с рынка иностранных сетей не оказал на нашу компанию практически никакого влияния, тем более что они оперативно были замещены новыми «местными» брендами.
У нас были разные концепции, различные форматы помещений, и поэтому нас нельзя было назвать прямыми конкурентами.
Кофейный рынок сейчас характеризуется очень высокой конкуренцией, особенно в Москве, и свободных ниш остается все меньше и меньше.
— Изменились ли маркетинговая политика, рекламный бюджет вашей компании за последний год? Как вы адаптировались к запрету в России крупных социальных сетей и отключению рекламы в Google?
— Мы активно взаимодействуем с аудиторией в онлайн-среде — развиваем наши группы на таких платформах, как Telegram и «ВКонтакте».
Вовлекаем гостей через офлайн мероприятия. Например, каппинг или дегустации, которые погружают наших гостей в уникальную атмосферу компании и предоставляют возможность прямого общения.
Работаем в коллаборациях. Из последнего — проект с телеканалом «Москва 24», который дает широкий охват аудитории.
— Используете ли вы в своем бизнесе новые технологические решения (например, роботов, доставку дронами, решения на основе AI и т. д.)?
— Наш бизнес построен вокруг качества продукта — кофе, и процесса его правильного приготовления. Мы считаем, что новые технологические решения пока не могут заменить профессионального бариста. Робот, варящий кофе — это скорее инфоповод, чем история про вкусный и качественный напиток.
Возможно, решения на основе искусственного интеллекта будут каналом коммуникации с гостем, инструментом сквозной аналитики и прогнозирования.
— Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2023–2024 годах? Есть ли планы по открытиям новых ресторанов и расширению географии сети, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов?
— В 2023–2024 годах мы хотим развивать сеть дальше, расширить присутствие в регионах и протестировать новые форматы заведений.
Важной текущей задачей является переход на обновленную программу лояльности.
Также мы сохраним фокус на развитие и обучение персонала, поддержание высокого качества продукта и стандартов сервиса.