29, Июль 2025

Анализ российского рынка собственных торговых марок: итоги 2024 г., прогноз до 2028 г.

В мае 2025 года исследовательская компания NeoAnalytics завершила проведение маркетингового исследования российского рынка собственных торговых марок.

В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок собственных торговых марок: итоги 2024 г., прогноз до 2028 г.», выяснилось, что по итогам 2024 г. объем российского рынка СТМ розничных сетей в стоимостном выражении увеличился на 17,2% по отношению к аналогичному показателю годом ранее.  Для сравнения, еще в 2015 г. показатель объема рынка был зафиксирован на отметке в более чем 800 млрд. руб. Таким образом, рынок в 2024 г. вырос в 3,89 раз.  

Российский рынок собственных торговых марок имеет свои особенности развития. Первые собственные торговые марки начали появляться в России в 2001 г. Однако активный рост начался позже. Развитию рынка СТМ в России помог кризис 2008-2009 гг. В этот период покупатели перешли на сберегательную модель поведения, когда при выборе товара большую роль играла его стоимость. Розничные сети смогли привлечь покупателей к СМТ благодаря низким ценам.

В 2022-2024 гг. основным вектором развития СТМ в России стала замена товаров ушедших брендов. При этом компании стараются сохранять заданную планку качества. В условии ухода многих зарубежных производителей, компании позиционируют свои продукты как аналоги ушедших иностранных брендов.

В настоящее время на российском рынке сохраняются все условия для развития СТМ, так как происходит концентрация розничных сетей, растет их авторитет и доверие потребителей к СТМ, увеличивается доля дискаунтеров.  При этом доля СТМ в дискаунтерах составляет не менее 50%, в жестких дискаунтерах доходит до 90%.

Источник