Сниженный спрос, жесткая конкуренция, волатильность рубля в условиях зависимости от импорта мобилизовали внутренние ресурсы предпринимателей. Кому из них кризис открыл новые ниши для бизнеса?
Кризисные управляющие
Зона турбулентности для российских компаний закончилась. Покрайней мере, индекс экономического настроения, который ежеквартально считает Институт статистических исследований иэкономики знаний (ИСИЭЗ) НИУВШЭ, впервом квартале 2017 года достиг максимума запоследние два года исоставил91,6 пункта.
Опрос руководителей почти 20тыс. предприятий показал относительную стабилизацию спроса иожидаемых изменений выпуска изапасов готовой продукции вдобывающей иобрабатывающей промышленности, портфеля заказов встроительстве, экономического положения врозничной торговле исфере услуг. Такие сферы, как розница иуслуги, где сосредоточен малый исредний бизнес, восстановились, показав прирост натри процентных пункта каждая.
Однако деловой климат остается нестабильным, говорит директор центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ Георгий Остапкович: индекс ссередины 2014 года держится ниже своего среднего долгосрочного уровня (100 пунктов). При этом, поего словам, последние два года значение индекса значительно превышает его параметры, зафиксированные вэпицентрах двух предыдущих экономических кризисов вРоссии. Худшим положение бизнеса запоследние двадцать лет было всередине 2009 года.
Бизнес, пословам Георгия Остапковича, успел накопить компетенции, способствующие выживанию практически влюбых условиях. «Там, где европейский бизнесмен давнобы сломался, российские предприниматели стоят, как гвозди»,— отмечаетон. Помимо того что несколько улучшилась рыночная конъюнктура, управленческие действия самих предпринимателей также позволили имадаптироваться кновой реальности иобрести равновесие, отмечается висследовании ИСИЭЗ.
Встране сформировался пул кризисных управляющих как вбизнесе, так ив госуправлении. «У нас нет предпринимателей, которыебы умели одинаково хорошо работать ина подъеме, ина спаде. Проблема втом, что кризисные менеджеры продолжают действовать поантикризисным схемам, проявляют излишнюю осторожность, даже когда идет экономический рост»,— говорит Георгий Остапкович.
Действительно, российские частные компании значительно превосходят своих иностранных коллег пооперативности принимаемых решений (75% предпринимателей демонстрируют это качество), готовности нести повышенные риски (73%) ив целом отличаются «более развитым духом предпринимательства» (81%), приводят вPricewaterhouseCoopers (PwC) данные международного исследования частного исемейного бизнеса в2016 году.
Более того, поданнымPwC, 67% частных российских компаний, принявших участие висследовании, хотя именьшими темпами, чем раньше, продолжали расти впрошлом году. 86% изних рассчитывают нарост вближайшие пятьлет, причем 15% планируют рост быстрый иагрессивный. Вмеждународную выборку попали компании соборотом от$10 млн (таких оказалось 6%) доболее чем $1 млрд (19%). Большую долю участников (35%) составили компании собъемом выручки от$101 млн до500млн, они преимущественно заняты врозничной торговле (19%) ипромышленном производстве (17%).
Санкции впомощь
Поданным бизнес-омбудсмена Бориса Титова, нафоне общего тяжелого положения бизнеса в2017 году действительно стала расти доля предприятий сположительной динамикой развития. Как следует издоклада уполномоченного позащите прав предпринимателей при президентеРФ, состояние порядка 60% компаний запоследние полгода продолжало ухудшаться из-за низкого спроса, роста издержек, снижения стоимости инедоступности финансирования. Однако 15% предприятий отмечают позитивные изменения всвоей работе, тогда как впрошлом году положительной динамикой могли похвастаться немногим более 5%.
Этим компаниям удалось добиться роста, как следует изисследования аппарата омбудсмена, подготовленного совместно сВЦИОМом, засчет расширения линейки товаров (30%), возможности инвестирования (31%), расширения географии рынков сбыта ипартнерских отношений (42 и43% соответственно) и, как следствие, повышения спроса натовары иуслуги (51%).
Пословам Георгия Остапковича, растут преимущественно крупный промышленный иаграрный бизнес исвязанные сними малые исредние предприятия.
Санкционная политика привела кснижению конкуренции состороны иностранных производителей, отмечает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев. «Особенно это заметно всфере сельхозпроизводства: торговые сети развернулись всторону отечественного производителя, включая фермеров. Импортозамещение расширило ихгеографию сбыта».
Часть компаний сектораМСБ, поего словам, смогли закрыть пробел потребительского спроса иснижение потребности всвоих товарах иуслугах наb2b-рынке засчет госзаказа. «Объем прямых госзакупок изакупок госкомпаний впоследние годы растет, втом числе науслуги IT-сектора. Хотя тут нужно отметить весьма неконкурентный инеэластичный поценам спрос»,— говорит Владимир Буев.
Ограничения внешних рынков заставили российскую обрабатывающую промышленность «слезть столлинга»— отправки сырья напереработку зарубеж споследующим потреблением готовой продукции, говорит доцент кафедры бизнеса иуправленческой стратегии Института бизнеса иделового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Эмиль Мартиросян. Вряде отраслей (например, вдеревообработке инефтехимии), поего словам, полный цикл— отсырья доготовой продукции— стал осуществляться встране. Помнению эксперта, умалых исредних компаний b2b-сектора тоже появилось немало преимуществ. «Крупные предприятия, оптимизируя работу, до60% функций выводят нааутсорсинг. Асейчас имнужна непросто массовая услуга, абутиковое обслуживание, непростой бухучет, афинансовый имплант, необычная транспортная компания, алогистика хрупкого груза, например»,— отмечает Мартиросян. Этими возможностями могли воспользоваться компании, владеющие технологиями испособные быстро адаптироваться квнешним изменениям.
Новые компетенции
Сегодня вбизнесе ценятся специалисты, которые умеют искать новые ниши. «В условиях высокой конкуренции, вместо того чтобы бороться засуществующий рынок, нужно создавать новый, еще несуществующий рынок, имногие российские предприниматели это уже осознали инаходятся вактивном поиске, отсюда рост стартапов»,— говорит Эмиль Мартиросян.Так, число зарегистрированных всистеме СПАРК стартапов вмарте 2017 года увеличилось более чем натреть посравнению саналогичным периодом 2015-го исоставило 6422 компании. Активную деятельность, впрочем, ведут лишь 23% изних.
Инвесторами новых малых исредних производств выступают икрупные компании. «Снижение курса рубля сделало нас конкурентоспособными посравнению скитайцами. Однако внешние факторы лишь подтвердили правоту нашей стратегии»,— говорит управляющий партнер ООО«КИТ» Павел Спичаков. Поего словам, ставку насобственное производство компания делала изначально. Досих пор бизнес был связан спроизводством медицинских изделий: бахил, медицинских масок, лейкопластырей. В2016 году Спичаков спартнерами зарегистрировал новую компанию изапустил воВладимирской области производство латексных презервативов, детской косметики иподгузников. Коммерсанты целенаправленно подбирали инишу, ирегион для открытия производства. «Мы искали место вдвух часах отМосквы сквалифицированными кадрами, низким уровнем коррупции, ялично встречался счиновниками, прежде чем заходить врегион»,— говорит предприниматель. Вближайшее время компания рассчитывает выйти наевропейский рынок.
«Монопродуктовому производителю сложнее двигаться вкакие-то другие ниши. Однако, когда рубль существенно упал, авнутренние зарплаты остались натомже уровне или ниже, это открыло нам возможность для того, чтобы масштабировать бизнес ипредложить свой сервис зарубежным клиентам»,— рассказывает Владимир Луценко, генеральный директор компании попроизводству съемных ортодонтических аппаратов. Поего словам, сейчас порядка 30–35% отобщей выручки компании приносят рынки США иЕС.
Пример бизнеса предпринимателей Спичакова иЛуценко— истории немассовые, нопоказательные. Согласно исследованию уполномоченного позащите прав предпринимателей при президенте РФи ВЦИОМ, девальвация оказалась выгодной неболее чем 6% компаний.
Бизнес непросто занялся оптимизацией внутренних ресурсов истал более интенсивно работать сдействующим рынком, нодействительно активно интересуется экспортом, говорит президент «Опоры России» Александр Калинин. Поего словам, программы Российского экспортного центра (РЭЦ) пользуются большой популярностью упредпринимателей.
Поданным исполнительного директора РЭЦ Алексея Тюпанова, более 80% запросов наподдержку экспортной деятельности впрошлом году пришло отпредставителейМСБ. Специальный образовательный проект РЭЦ поповышению «экспортной грамотности» малых исредних компаний сегодня работает уже в37 регионах страны.
«Готовясь кэкспорту, собственники мыслят неинтуитивно, аструктурно. Модернизируютвсе: каталоги продукции, сайт, юридическую структуру, логистику. Неожиданно для себя нафоне улучшения бизнес-процессов под экспорт компании укрепляют свои позиции натрадиционных рынках»,— отмечает исполнительный директор аудиторско-консалтинговой компании КСК групп Александр Рагиня. Один изклиентов компании— производитель хлопчатобумажных тканей— непросто расширил географию продаж, апод влиянием внешнего рынка вывел параметры конкурентоспособного продукта: плотность ткани, стойкость красок, точность рисунка, толщину нити ит.д. Врезультате компания запустила производство новых видов тканей для фабрик попошиву одежды вФинляндии, Швеции, атакже странах Азии— Бангладеш, Вьетнаме, Индонезии. Кроме того, новая ткань востребована ина внутреннем рынке.