С 18 по 23 июля на аэродроме Раменское в подмосковном Жуковском пройдет МАКС-2017. О летной и наземной программах авиасалона корреспонденту РБК+ Анне Героевой рассказал гендиректор компании «Авиасалон» Александр Левин.
— Сколько стран илетательных аппаратов представлены наXIII Международном авиационно-космическом салоне?
— Вэтом году унас заявилось достаточно много участников: 32страны будут представлены ввыставочной программе, десять стран открывают национальные экспозиции. Вобщей сложности вМАКС-2017 будут задействованы 200 воздушных судов, изкоторых 84будут совершать полеты, а116 расположатся настатической стоянке. Это довольно много, поэтомумы, скорее всего, увеличим время летной программы. Впрежние годы она проходила с11 до17 часов, нотеперь многие компании просят дать имдополнительное время для полетов. Думаю, вдни массового посещения мыувеличим летную программу примерно начас.
— Чем удивит летная программа?
— Она существенно расширилась. Вэтом году влетной программе примут участие восемь пилотажных групп. Зрители увидят нетолько авиационные группы высшего пилотажа ВКС России («Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России»), нои пилотажные группы «Русь», «Первый полет», Chelavia Team, атакже группу изЛатвии Baltic Bees Jet Team. ВМАКСе впервые примет участие национальная пилотажная группа Объединенных Арабских Эмиратов Fursan AlEmarat (Al Fursan). Название пилотажной группы переводится как «рыцари» иотражает стремление квысоким достижениям. Группа выполняет полеты насеми самолетах Aermacchi MB-339— ихколичество совпадает счислом эмиратов всоставеОАЭ.
Предприятия Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) готовят кпоказательным выступлениям демонстрационные комплексы, состоящие изиндивидуальных пилотажей военных игражданских самолетов. Внебе над Жуковским можно будет увидеть Су-34, Су-35С, Т-50, Миг-29М2, Миг-35С; Су-30СМ, Як-130, Як-152, SSJ-100 (RRJ-95), Ил-76МД-90А, Ил-114, Бе-200. Запланирована широкая программа парных пилотажей: боевые машины даже будут имитировать воздушные бои сэлементами сверхманевренности. Серьезно выступить внебе готовятся предприятия холдинга «Вертолеты России». Словом, влетной программе будет много новшеств.
— Ачто мыувидим наземле?
— Вцелом статическая экспозиция будет расширена на20% посравнению сМАКСом двухгодичной давности. Например, вэтом году настоянке можно будет увидеть бизнес-джеты, среди них будут иновинки МАКСа, такие как P180, С525, Pilatus РС-12, который будет представлен вмодификации санитарного самолета. Зрителям покажут салон самолета для спортивных команд Sukhoj SuperJet, модифицированный под специальную версию. Впервые впрограмме примет участие Ил-2. Его отреставрировали, подняли накрыло. Онбудет доставлен наМАКС изНовосибирска. Подтвердили свое участие А350-900. Воздушно-космические силы России представят кстатическому показу 18воздушных судов. «Вертолеты России», помимо прочего, представят целую экспозицию машин санитарной авиации. На«статике» будет находиться иМиг-35С, два года назад этот самолет участвовал ввоздушной программе. Зрителей ждет большая историческая экспозиция, вкоторую войдут более 20самолетов, которые уже неподнимаются ввоздух, например Ту-144, ВМ-Т «Атлант», Ту-155 имногие другие.
— Увеличилисьли затраты наМАКС-2017 посравнению сМАКС-2015?
— Расходный бюджет увеличился, поскольку выросли затраты набезопасность. Она будет усилена. Это одна изсамых важных позиций, поскольку наавиасалон приходит большое количество людей. Вэтом году ожидаем примерно полмиллиона посетителей, тогда как прошлый МАКС посетили немногим более 400тыс. Вырастут изатраты натопливо засчет увеличения летной программы, доставки посетителей нааэродром— на15% увеличится количество автобусов, которые доставят посетителей нааэродром сперехватывающих парковок вБыково, платформ Отдых, 42км. Большое спасибоРЖД, правительству Московской области, которые модернизировали железнодорожную инфраструктуру. Автобусы будут сопровождаться представителями службы безопасности.
— Авиакосмические салоны— это выставки высоких технологий. Естьли уМАКСа еще какие-нибудь цели?
— МАКС ианалогичные ему мероприятия неявляются просто выставками достижений авиапромышленности, хотя иэтот аспект немаловажен. Как правило, такие мероприятия становятся деловыми площадками для переговоров между поставщиками ипотребителями. Одна изнаших организационных задач— поддержание имиджа МАКСа как одной изведущих деловых мировых площадок всфере авиации, где демонстрируются новые модели имодификации самолетов, новые материалы итехнологии. Свои достижения продемонстрируют инаучные центры, традиционно будет представлена программа «Вузовская наука итехническое творчество молодежи». А21 июля состоится большое количество мероприятий для молодых людей— втечение всего дня вход для студентов наМАКС будет свободным. Также проводятся международный фестиваль «От винта», программа «Сделано вМоскве» всотрудничестве стехнопарком «Сколково».
— Каким образом выстроена деловая часть салона?
— Сделать изМАКСа деловое мероприятие— наша первоочередная задача, вэтом году мыподошли кней совсей серьезностью. Начиная сэтого года деловая программа МАКСа будет постепенно расширяться, имы рассчитываем, что контрактов будет подписано больше. Будут организованы пространства для деловой активности. Запланировано немало мероприятий врамках выставки врасчете научастие тысяч людей. Например, врамках МАКСа пройдут: научно-техническая конференция «Материалы итехнологии нового поколения для перспективных изделий авиационной икосмической техники», которую организует ФГУП «ВИАМ»; Международный конгресс потранспортной авиации, организуемый Германо-российским экономическим альянсом; Евразийский аэрокосмический конгресс (организатор— Евразийское партнерство авиационно-космических кластеров). Работа конгресс-центра расписана, вграфике 24деловых мероприятия. Это еще непредел— заявки отпотенциальных участников салона продолжают поступать.
— Вэтом году впервые запланирована целая партия деловых брифингов посистеме MatchMaking. Кто заявил освоем участии вэтой программе?
— Брифинг— это производная отсистемы деловых встреч MatchMaking, врамках которого организаторы помогают встретиться заинтересованным контрагентам. Чаще всего это поставщик ипроизводитель.Мы, устроители МАКС-2017, предоставим имместо, время, модерацию. Встречи MatchMaking предполагают кулуарную обстановку, вкоторой деловые стороны проводят презентации своей продукции или услуг идоговариваются одальнейшем сотрудничестве. Набрифингах каждая компания будет рассматривать свои актуальные вопросы. Ряд деловых брифингов для потенциальных поставщиков проведут Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) ихолдинг «Вертолеты России» (подробнее оновом деловом формате читайте вматериале «Решающий match: как будут заключать контракты наМАКС-2017».— РБК+).
— Как повлияла геополитическая обстановка наактивность иностранных участников? Какие-то зарубежные компании отказались приехать?
— Несмотря ниначто, МАКС какбыл, так иостается одним изсамых крупных авиакосмических салонов вмире. Участники отвсех приглашенных стран приедут вЖуковский. Исключение составит только Украина, что было прогнозируемо. Нозато появились новые участники— например, впервые примут участие вМАКСе такие страны, как Австралия, Бахрейн, Лихтенштейн, Нидерланды; расширенные экспозиции национальных павильонов представят Италия, Китай, экспозиционная программа которого впервые занимает 600кв. м; Иран, который никогда ранее национальный павильон наМАКСе непредставлял. НаМАКС-2017 будет представлено натри национальных павильона больше, чем в2015 году.
Каждый МАКС— это новая страница вистории. Страница МАКС-2017 обещает быть интересной инасыщенной, ия надеюсь, что Международный авиационно-космический салон вЖуковском пройдет, как всегда, навысоте.