По прогнозам ЭКЦ "Инвест-Проект", в 2021 году московская оффлайн-розница "Веселая Затея" сможет отыграть упущенное из-за пандемии COVID-19 и превысить уровень 2019 года.
"В течение 2,5 месяцев вся розничная торговля была закрыта по распоряжению Мэра Москвы, в конце марта 2020 г. наблюдался резкий спад трафика на фоне рекомендаций не посещать торговые центры. В июне потребительский спрос восстанавливался медленно, в том числе потому, что сохранялся пропускной режим, когда для перемещения по городу требовался пропуск", — напоминает директор ЭКЦ "Инвест-Проект" Алексей Лумпов.
В итоге под влиянием пандемии COVID-19 объем московского рынка пати-товаров в 2020 г. сократился на 25,7% и составил 1,01 млрд. руб. (объем рынка в 2019 г. — 1,36 млрд. руб. — прим. ред.).
Однако с IV кв. 2020 г. начался восстановительный рост. Люди соскучились по праздникам. По итогам 2021 г., в случае отсутствия локдаунов и ограничений на посещение ТЦ, мы ожидаем бурный рост до 1,39 млрд. руб., или +37,6% по сравнению с 2020 г.
Емкость московского рынка оценивается в 2,5 млрд. руб. в год.
2014: 105 млн. руб.
2015: 240 млн. руб.
2016: 490 млн. руб.
2017: 775 млн. руб.
2018: 1105 млн. руб.
2019: 1360 млн. руб.
2020: 1010 млн. руб.
2021 (прогноз): 1390 млн. руб.
2022 (прогноз): 1660 млн. руб.
2023 (прогноз): 1745 млн. руб.
В 2014 году в Москве работало всего 5 магазинов «Веселая Затея», а объем московского рынка, по нашим оценкам, составлял 105 млн. руб. Сегодня в Московском регионе под ярким брендом «Веселая Затея» работает 126 магазинов, в том числе 5 магазинов cash&carry, 64 магазина, работающих по франшизе, и 47 магазинов в Московской области. В целом по РФ насчитывается более 300 магазинов сети «Веселая Затея», и их количество продолжит расти.
Для сравнения, в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области сегодня работает 42 магазина, в том числе 3 cash&carry.
2015: +128,6%.
2016: +104,2%
2017: +58,2%
2018: +42,6%
2019: +23,1%
2020: -25,7%
2021 (прогноз): +37,6%
2022 (прогноз): +19,4%
2023 (прогноз): +5,1%.
Если в предыдущие 5 лет рынок рос двузначными темпами, то в среднесрочной перспективе ожидается снижение темпов роста до 19,4% к уровню 2021 г. и еще медленнее – до 5,1% – к уровню 2022 г. Это связано, прежде всего, с общим состоянием экономики и ожиданиями снижения темпов развития в целом.
"При этом в сегменте пати-товаров сохраняются возможности для инвестирования в новые магазины товаров для праздника. В период 2021-2023 гг. емкость рынка позволяет действующим игрокам увеличить выручку вдвое. Пандемия COVID-19 как следует потрепала нервы, но лишь отсрочила насыщение рынка примерно на год", — уверен Алексей Лумпов.
Насыщенность рынка также влияет на возможности его дальнейшего роста.
2014: 5,3%
2015: 12,0%.
2016: 22,3%
2017: 32,3%
2018: 44,2%
2019: 52,3%
2020: 40,4%
2021 (прогноз): 55,6%
2022 (прогноз): 65,1%
2023 (прогноз): 67,1%.
Практически любой потребительский рынок можно считать насыщенным, когда он занят более чем на 70-75% от своей емкости. По итогам 2020 года насыщенность московского рынка снизилась из-за пандемии и локдауна до 40,4%. Но сегодня, впервые с 2014 г., мы ожидаем насыщения московского рынка пати-товаров более чем на половину своей емкости — 55,6%. Это сохраняет возможности для новых игроков, но повышает требования к качеству магазинов и делает выход на рынок более сложным.