3, Ноябрь 2017

Центр Кудрина назвал риски создания «штаба реформ»

Идея о «штабе реформ» является обоснованной, но «без комплексной настройки системы» такой механизм не позволит управлять изменениями, считают эксперты ЦСР. Подумать над созданием администрации реформ ранее поручил Дмитрий Медведев

Алексей Кудрин

(Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС)

Штаб реформ, создать который предлагает бизнес-омбудсмен Борис Титов, не может существовать без «финансовых рычагов влияния» — ему надо дать право распоряжаться бюджетом на проекты. Об этом говорится в отзыве Центра стратегических разработок (ЦСР) на инициативу Титова (документ есть в распоряжении РБК).

Столыпинский клуб Титова разработал концепцию «администрации роста» — надминистерского центра по проведению реформ, руководитель которого должен одновременно занимать должность вице-премьера и подчиняться напрямую президенту. Как писал РБК, проработать инициативу и доложить предложения по ней поручил премьер-министр Дмитрий Медведев.

«Сам тезис о необходимости создания «центра реформ» является обоснованным и подкрепляется успешным мировым опытом (Франция, Великобритания). Вместе с тем такого рода косметические институциональные изменения без комплексной настройки системы инструментов и механизмов (бюджетных, нормативных, институциональных) реализации стратегических целей не позволят решить в полной мере задачи управления изменениями», — подчеркивают в ЦСР, где председателем совета является экс-министр финансов Алексей Кудрин. Центр готовит программу для будущего президента. Свою стратегию написал и Столыпинский клуб.

Главное разногласие у экспертных площадок — во взгляде на денежно-кредитную политику: Титов хочет вложить в рост экономики 7,5 трлн руб. за пять лет путем, в частности, целевой эмиссии ЦБ, а Кудрин отвергает «желание напечатать деньги» и настаивает на перераспределении расходов бюджета с обороны и безопасности на человеческий капитал и инфраструктуру.

Представитель ЦСР отказался от комментариев.

Как управлять реформами

Как пишут авторы отзыва ЦСР, в предложениях Титова не раскрываются уровень и категории проектов, за которые будет отвечать штаб реформ, из них следует, что «администрация роста» не несет ответственность за достижение отдельных KPI. Из-за этого возникают «риски отсутствия необходимой  вовлеченности и мотивации» штаба при исполнении реформ.

В свою очередь, ЦСР предлагает усовершенствовать институт госпрограмм: межотраслевые и комплексные приоритеты долгосрочного развития надо закрепить в стратегии страны, транслировать в приоритетные госпрограммы и сделать «четкими векторами развития, понятными не только государственным институтам, но и обществу». Реализовывать реформу надо в два этапа, полагают эксперты: на первом это будет делать координирующий (не совещательный) проектный офис, на втором — федеральное ведомство, которое, собственно, и станет штабом реформ (delivery unit).

Министерство экономического развития

(Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости)

Внутри правительства основной структурой для проведения реформ должно стать Минэкономразвития, которое следует освободить от «текучки», говорилось в предложениях Титова. Центром реформ, как описывает ЦСР, может быть «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по стратегическому планированию» (или другой — как решит правительство). Эксперты Кудрина допускают, что ответственным исполнителем по реформам может стать как уже существующее ведомство, так и специально созданное для этих целей, при этом за ним «должна закрепляться также функция главного распорядителя бюджетных средств для реализации проектов в составе приоритетных программ».

Такая необходимость вызвана тем, что управление изменениями требует «широкой горизонтальной межведомственной координации», а не просто совещаний. Именно поэтому ЦСР сомневается в том, что штабом реформ может стать уже существующий Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам при президенте, как предлагает Титов. Это предложение «требует существенной дополнительной проработки и детализации функций и полномочий данного органа», подчеркивают в ЦСР.

Что брать за KPI

В предложениях Титова говорилось о необходимости «отказаться от реализации масштабной административной реформы, которая имеет малые шансы на успех и будет создавать высокие риски торможения реальных изменений» (альтернативой ей как раз и должна стать «администрация роста»). В ЦСР возражают: проведение административной реформы «не является самоцелью», а круг входящих в нее проблем «достаточно широк и включает в себя вопросы приоритезации государственного управления, отказа от «ручного» управления, дерегулирования экономики».

Нужно перейти от «ручного управления», которое основано на поручениях, «к современной системе управления изменениями», подчеркивается в отзыве ЦСР (согласно подсчетам Столыпинского клуба, в прошлом году чиновникам в среднем приходилось выполнять по семь поручений в день от президента и еще по 19 — от премьер-министра и вице-премьеров). Сегодня закон о стратегическом планировании «не содержит единого всеобъемлющего стратегического документа целеполагания», сделать им нужно стратегию развития России, предлагают в центре Кудрина. В ней будут прописаны приоритетные направления и целевые показатели социально-экономической политики, национальной безопасности, научно-технологического и пространственного развития.

Титов в инициативе об «администрации роста» предлагает брать за KPI майские указы президента Владимира Путина. ЦСР подчеркивает, что надо учитывать не только их — «необходимо формировать систему приоритетов под новые вызовы и задачи».

Источник