Идея о «штабе реформ» является обоснованной, но «без комплексной настройки системы» такой механизм не позволит управлять изменениями, считают эксперты ЦСР. Подумать над созданием администрации реформ ранее поручил Дмитрий Медведев
Алексей Кудрин
Штаб реформ, создать который предлагает бизнес-омбудсмен Борис Титов, не может существовать без «финансовых рычагов влияния» — ему надо дать право распоряжаться бюджетом на проекты. Об этом говорится в отзыве Центра стратегических разработок (ЦСР) на инициативу Титова (документ есть в распоряжении РБК).
Столыпинский клуб Титова разработал концепцию «администрации роста» — надминистерского центра по проведению реформ, руководитель которого должен одновременно занимать должность вице-премьера и подчиняться напрямую президенту. Как писал РБК, проработать инициативу и доложить предложения по ней поручил премьер-министр Дмитрий Медведев.
«Сам тезис о необходимости создания «центра реформ» является обоснованным и подкрепляется успешным мировым опытом (Франция, Великобритания). Вместе с тем такого рода косметические институциональные изменения без комплексной настройки системы инструментов и механизмов (бюджетных, нормативных, институциональных) реализации стратегических целей не позволят решить в полной мере задачи управления изменениями», — подчеркивают в ЦСР, где председателем совета является экс-министр финансов Алексей Кудрин. Центр готовит программу для будущего президента. Свою стратегию написал и Столыпинский клуб.
Главное разногласие у экспертных площадок — во взгляде на денежно-кредитную политику: Титов хочет вложить в рост экономики 7,5 трлн руб. за пять лет путем, в частности, целевой эмиссии ЦБ, а Кудрин отвергает «желание напечатать деньги» и настаивает на перераспределении расходов бюджета с обороны и безопасности на человеческий капитал и инфраструктуру.
Представитель ЦСР отказался от комментариев.
Как управлять реформами
Как пишут авторы отзыва ЦСР, в предложениях Титова не раскрываются уровень и категории проектов, за которые будет отвечать штаб реформ, из них следует, что «администрация роста» не несет ответственность за достижение отдельных KPI. Из-за этого возникают «риски отсутствия необходимой вовлеченности и мотивации» штаба при исполнении реформ.
В свою очередь, ЦСР предлагает усовершенствовать институт госпрограмм: межотраслевые и комплексные приоритеты долгосрочного развития надо закрепить в стратегии страны, транслировать в приоритетные госпрограммы и сделать «четкими векторами развития, понятными не только государственным институтам, но и обществу». Реализовывать реформу надо в два этапа, полагают эксперты: на первом это будет делать координирующий (не совещательный) проектный офис, на втором — федеральное ведомство, которое, собственно, и станет штабом реформ (delivery unit).
Министерство экономического развития
Внутри правительства основной структурой для проведения реформ должно стать Минэкономразвития, которое следует освободить от «текучки», говорилось в предложениях Титова. Центром реформ, как описывает ЦСР, может быть «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по стратегическому планированию» (или другой — как решит правительство). Эксперты Кудрина допускают, что ответственным исполнителем по реформам может стать как уже существующее ведомство, так и специально созданное для этих целей, при этом за ним «должна закрепляться также функция главного распорядителя бюджетных средств для реализации проектов в составе приоритетных программ».
Такая необходимость вызвана тем, что управление изменениями требует «широкой горизонтальной межведомственной координации», а не просто совещаний. Именно поэтому ЦСР сомневается в том, что штабом реформ может стать уже существующий Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам при президенте, как предлагает Титов. Это предложение «требует существенной дополнительной проработки и детализации функций и полномочий данного органа», подчеркивают в ЦСР.
Что брать за KPI
В предложениях Титова говорилось о необходимости «отказаться от реализации масштабной административной реформы, которая имеет малые шансы на успех и будет создавать высокие риски торможения реальных изменений» (альтернативой ей как раз и должна стать «администрация роста»). В ЦСР возражают: проведение административной реформы «не является самоцелью», а круг входящих в нее проблем «достаточно широк и включает в себя вопросы приоритезации государственного управления, отказа от «ручного» управления, дерегулирования экономики».
Нужно перейти от «ручного управления», которое основано на поручениях, «к современной системе управления изменениями», подчеркивается в отзыве ЦСР (согласно подсчетам Столыпинского клуба, в прошлом году чиновникам в среднем приходилось выполнять по семь поручений в день от президента и еще по 19 — от премьер-министра и вице-премьеров). Сегодня закон о стратегическом планировании «не содержит единого всеобъемлющего стратегического документа целеполагания», сделать им нужно стратегию развития России, предлагают в центре Кудрина. В ней будут прописаны приоритетные направления и целевые показатели социально-экономической политики, национальной безопасности, научно-технологического и пространственного развития.
Титов в инициативе об «администрации роста» предлагает брать за KPI майские указы президента Владимира Путина. ЦСР подчеркивает, что надо учитывать не только их — «необходимо формировать систему приоритетов под новые вызовы и задачи».