Развитие инфраструктуры останется приоритетным для государства и бизнеса даже в условиях коронакризиса.
Из-за коронакризиса российские компании могут сократить свои инвестиционные программы в2020 году вобщей сложности на1,7 трлнруб., прогнозируют винвестиционной компании InfraOne. Поданным аналитиков компании насерединумая, крупный бизнес (главным образом представители нефтегазовой ихимической промышленности) планировал урезать свои инвестпрограммы на20%— с3,9 трлн до3,1 трлнруб. «Самые крупные сокращения инвестиционных программ на2020 год ожидаются у«Газпрома», РЖД и«Роснефти»: на216 млрд, 204 млрд и200 млрдруб. соответственно»,— говорится вотчете InfraOne.
При этом инфраструктурного сектора секвестр инвестиций коснется вменьшей степени, считают аналитики InfraOne: финансирование может быть урезано вобщей сложности на400 млрдруб. Сокращение инфраструктурных проектов сучастием государства тоже будет незначительным, полагает председатель совета Торгово-промышленной палаты РФпо финансово-промышленной иинвестиционной политике Владимир Гамза: «У государства есть необходимые ресурсы нетолько для сохранения инвестиционных программ, нодаже для наращивания капиталовложений восновной капитал». Поего данным, средства правительства РФв Банке России сегодня практически несокращаются исоставляют более 11трлнруб., это на2 трлнруб. больше, чем было в2019 году. Общую сумму государственных расходов наразвитие инфраструктуры необходимо сохранить идаже увеличить, учитывая потребности антикризисного регулирования, считает заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН) Дмитрий Кувалин.
Выбор важного
Напомним, что вапреле насовещании сучастием президента РФВладимира Путина был утвержден список инфраструктурных проектов, которые необходимо реализовать, несмотря накризис; вих числе развитие БАМа иТранссиба, возведение транспортной инфраструктуры наЧерноморском побережье России, модернизация аэропортов вряде городов, порты наДальнем Востоке ив Поморье. Вместе стем вСМИ анонсировалась заморозка ряда дорогостоящих проектов, вчастности высокоскоростных магистралей (ВСМ) отМосквы доСанкт-Петербурга идо Казани, платных скоростных дублеров столичных автомобильных колец имагистралей.
Впресс-службе Минэкономразвития РФРБК+ сообщили, что министерство переосмысливает ряд крупных инфраструктурных проектов: «В части железнодорожных проектов приоритет вреализации сегодня получилите, что направлены наснятие инфраструктурных ограничений, негативно влияющих наспособность экономик регионов гибко реагировать накризис. Это увеличение пропускной способности Восточного полигона иподходов кпортам, развитие самих портов, реконструкция аэропортов, обеспечивающих связанность территорий имобильность трудовых ресурсов».
Сучетом нового подхода действительно переструктурирован крупнейший проект ВСМ Москва— Казань, однако планы посозданию магистрали Москва— Санкт-Петербург остаются всиле, следует изматериалов Минэкономразвития: «Этот проект вкачестве первого опыта такой инфраструктуры видится менее рискованным засчет высокого стабильного спроса, атакже охвата агломераций взоне тяготения снаселением около 30млн человек». Реализация проекта вслучае успеха даст мощный толчок реализации других подобных проектов, ноуже сменьшими технологическими ипроизводственными рисками, уверены введомстве.
Все поплану
Наинфраструктурные проекты сучастием госкорпорацииВЭБ.РФ коронакризис тоже почти неповлиял. Пословам первого заместителя председателяВЭБ.РФ, члена правления Николая Цехомского, впериод пандемии институт развития неприостановил финансирование нипо одному проекту, инвестиционные планы непересматривались: «В период карантина сучетом выдачи поручительств коммерческим банкам институт развития инвестировал вроссийскую экономику около 400 млрдруб.». Внастоящее время онучаствует вфинансировании 111 проектов общей стоимостью6,1 трлнруб.
Появились иновые проекты. Вчастности, вмае «Ростех», «Росатом» иВЭБ РФзаключили соглашение остроительстве как минимум 25заводов энергетической утилизации твердых коммунальных отходов, прошедших предварительную сортировку.
«Для нас важна поддержка проектов, направленных наразвитие экономики нанесколько лет вперед, обеспечивающих создание рабочих мест, современной инфраструктуры иналоговые поступления»,— говорит Николай Цехомский. Вчастности, группа выступает финансовым партнером судостроительного комплекса «Звезда». Всего натекущий момент одобрено участиеВЭБ.РФ впоставках 21крупнотоннажного судна, открыто финансирование по11 танкерам, уже идет строительство двух судов, вэтом году начнется создание еще пяти.
Попоручению президента РФправительство сучастиемВЭБ.РФ готовит также запуск программы пообновлению общественного транспорта вроссийских городах. Вэтом году уже реализована поставка автобусов российского производства вТверь: перевозчику предоставлена банковская гарантия обеспечения выполнения госконтракта илизинг на438 автобусов. Аналогичный проект реализуется вПермском крае.
Однако COVID-19 внес корректировки всписок приоритетных для института развития отраслей: внего вошли проекты всфере здравоохранения ифармацевтической промышленности. Вчастности,ВЭБ.РФ предоставил9,4 млрдруб. наНИОКР поразработке препарата «Артлегиа» (олокизумаб) — лекарства для лечения тяжелых осложнений коронавирусной инфекции, которое уже включено вновые рекомендации МинздраваРФ.
При поддержке банка продолжаются клинические испытания еще одного препарата— оригинального RPH-104— напредмет его эффективности при терапии тяжелой формы COVID-19. Совместно стелемедицинской компанией «Доктор рядом»ВЭБ.РФ запустил всероссийский социальный проект пооказанию бесплатной телемедицинской помощи всем россиянам. Дочерняя компанияВЭБ.РФ— VEB Ventures инвестировала вразвитие телемедицины набазе «Доктор рядом Холдинг» 1млрдруб.
Совместные усилия
Впериод любого кризиса привлечение инвестиций становится одним изнаиболее актуальных вопросов. Вусловиях общей нехватки средств наибольший эффект могут давать теили иные формы софинансирования состороны бизнеса игосударства, говорит Дмитрий Кувалин: «Такой подход позволяет засчет суммирования финансовых потенциалов привлекать больше ресурсов иначинать реализацию проектов раньше».
Как следует изматериалов МинэкономразвитияРФ, государство готово входить вкапитал проектов вразмере сумм будущих налоговых поступлений изаданной нормы доходности. Норма доходности подбираетсятак, чтобы обеспечить привлечение государством финансирования пооблигациям, выпущенным под цели финансирования таких проектов, говорится всообщении пресс-службы ведомства: «Привлекательным для рынка будет надежность эмитента, так как государство будет брать насебя связанные спроектами риски, которые сможет минимизировать засчет участия вуправлении».
Диверсифицированный пул инфраструктурных проектов, финансируемых засчет такого механизма, позволит обеспечить доходность держателей облигаций ипри эффективном управлении пополнить бюджет, рассчитывают вминистерстве.
ВВЭБ.РФ отмечают, что эффективным остается ифабрика проектного финансирования. Этот механизм предусматривает предоставление средств заемщикам наосновании договоров синдицированного кредита сэлементами господдержки. Насегодня ксоответствующей программе присоединились 19коммерческих банков. Совместно соСбербанком,ВТБ, Газпромбанком уже одобрено десять проектов вгазохимической, металлургической промышленности, портовой идорожной инфраструктуре, цифровой экономике, говорит Николай Цехомский: «Общий объем вложений частных инвесторов, банков иВЭБ.РФ вних— 767 млрдруб. Пошести проектам в2019 году открыто финансирование. Сейчас нарассмотрении находятся еще 12проектов насумму более1,1 трлнруб.».
Ненужно исключать имеханизм прямого государственного финансирования инфраструктурных проектов, считает Дмитрий Кувалин: «В кризисные периоды уместно выделять наэти цели средства изнакопленных резервов».
Сегодня вРоссии имеется огромный денежный ресурс для инвестиций— полная денежная масса встране превышает 130 трлнруб., подчеркивает Владимир Гамза.
Наиболее приемлемые для инвестиций источники, поего словам, это резервы правительства РФи Банка России, заимствования унаселения (объем сбережений— более 40трлнруб.), кредиты банков (уже три года ликвидность банков составляет более 6трлнруб.) изаймы государственных институтов развития.
«Чтобы эти деньги работали, законодателям необходимо создать современный эффективный трансмиссионный механизм преобразования сбережений винвестиции. Нужно установить законодательную обязанность денежных властей вразвитии вРоссии инвестиционной активности— впротивовес превращению страны вденежную кубышку»,— говорит Владимир Гамза.
Автор:
Федор Конов.