Сборы компаний по добровольному медстрахованию (ДМС) обновили шестилетний максимум. Помогло развитие медицинский сервисов — чекапов и телемедицины. На очереди — создание страховщиками экосистем по оказанию медуслуг.
ДМС традиционно считается источником умеренного, ностабильного роста для страхового рынка. Премии вэтом сегменте с2014 года росли ежегодно всреднем на5–6%, что соответствует уровню медицинской инфляции. Однако впервом полугодии 2019 года объем премий поДМС взлетел на11%, до116 млрдруб.,— это около15,6% всех сборов страховщиков.
Телемедицина в«коробках»
ВБанке России объясняют взрывной рост сегмента популярностью программ позащите оттяжелых заболеваний, недорогих программ контроля состояния здоровья (так называемый чекап), атакже распространением полисов сфраншизой иразвитием телемедицины. Наросте премий сказался исезонный спрос настрахование выезжающих зарубеж истрахование отукусов клещей. Например, число выездов вТурцию увеличилось на40%, вшенгенскую зону для горнолыжного отдыха— на5–7%.
Отдельно аналитики указывают нароль банковского канала продаж: через банки продаются «коробочные» продукты, говорит управляющий директор порейтингам страховых иинвестиционных компаний агентства RAEX («Эксперт РА») Алексей Янин. «Коробочные» продукты покупают граждане, укоторых отсутствует полноценный ДМС иих недо конца устраивает качество программ поОМС, поясняет глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Втакие продукты часто встраивают услуги потелемедицине. Особенно популярны подобные полисы среди жителей регионов, для них это почти единственная возможность получить онлайн-консультацию врачей изведущих клиник вРоссии или зарубежом.
Помнению директора Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФАлексея Зубца, причины увеличения страховых премий вДМС кроются еще ив росте реальных зарплат иповышении платежеспособности бизнеса наволне небольшого, ноустойчивого роста экономики. ДМС вотличие отфонда оплаты труда неподлежит налогообложению, что делает финансирование таких программ более интересным для бизнеса, отмечаетон.
ДМС классически считается корпоративным продуктом. Согласно статистикеЦБ, премии подоговорам сфизлицами составляют14,5%, остальная часть приходится настрахование ИПи юрдиц. При этом средняя премия поДМС зашесть месяцев 2019 года составила12,3тыс.руб., снизившись на15,9%. Средняя выплата равнялась3,1тыс.руб., снизившись в2,2 раза. Как говорят вАналитическом кредитном рейтинговом агентстве (АКРА), снижение средней премии ивыплаты связано сростом доли небольших коллективных договоров. ВЦБ добавляют, что большую роль вснижении выплат ицен натакие полисы играет рост популярности программ сограниченным наборов рисков, программ диспансеризации, которые непредполагают регулярных посещений врачей втечение года.
Будущее рынка идальше будет зависеть отпрограмм корпоративного страхования. Как замечает аналитик S&P Виктор Никольский, классическое ДМС имеет очень ограниченные перспективы роста— этот рынок поделен крупными игроками имедицинскими учреждениями. Однако вновых сегментах— чекапах ителемедицине— рост будет продолжаться, втом числе благодаря низкой базе.
Расти будут нетолько классические страховщики, нои ИТ-сервисные компании. Многие страховщики активно развивают онлайн-продажиДМС, предлагая различные цифровые медицинские решения: «второе медицинское мнение»— для получения альтернативного заключения поповоду текущего заболевания илечения, атакже различные программы, нацеленные надостижение конкретных результатов спостоянной онлайн-поддержкой коучей (как снизитьвес, улучшить свою физическую форму).
Набирают популярность ипрограммы помедицинскому консьержу, врамках которых предоставляются консультации пооформлению квот, поддержка медицинского юриста, поиск иподбор лекарств. ВВСК также верят вразвитие прямых продаж через интернет имобильные приложения, что отчасти будет способствовать снижению стоимости полиса.
Медицинские экосистемы
Вцелом аналитики прогнозируют дальнейший рост сегмента ДМС темпами 7–12% вгод. Среди клиентов компаний ожидается увеличение доли малых предприятий икупивших полис граждан. Витоге на8–10% будет прирастать иколичество застрахованных поДМС (по итогам первого полугодия 2019-го держателей таких полисов9,4 млн человек). Как говорится висследовании Финансового университета, интерес населения кДМС поитогам августа вырос на10% посравнению саналогичным периодом прошлого года. Спрос настрахование откритических заболеваний увеличился загод на77%.
Вперспективе, как иво всем развитом мире, страховая медицина наравне савтострахованием истрахованием жизни станет одним изосновных столпов страхового рынка, считает Алексей Зубец. ВоФранции, например, ДМС истрахование отнесчастного случая являются самым быстрорастущим сегментом страхового рынка: премии за2018 год выросли поним на5,6%, до€24 млрд. Причем почти половина этой суммы приходится настрахование расходов поуходу залюдьми сограниченными возможностями: больными, стариками, инвалидами. Алексей Зубец считает, что эти услуги будут все более актуальны ив России помере старения населения.
Медицина станет более персонализированной, будут учитываться индивидуальные особенности каждого пациента, точнее ставиться диагноз, азначит, илечение будет адресным иболее эффективным, говорит руководитель Центра добровольного медицинского страхования ВСК Ольга Фортушина. Практика персонализированного подхода вмедицине существенно продвинется помере появления баз генетических данных пациентов, атакже технологий «интернета медицинских вещей»— сети подключенных медицинских устройств, собирающих данные ипередающих ихв ИТ-систему для дальнейшего анализа. Это носимые устройства, мобильные приложения, смарт-кровати, таблетки, «умные» измерительные устройства.
Игорь Юргенс отмечает, что страховые компании уже движутся кконцепции маркетплейсов, когда наодной площадке клиент может получить полный спектр услуг помедицине: вызов врача надом, заказ лекарств, онлайн-консультацию врежиме реального времени. «Мы называем это экосистемой ивидим, что вближайшие три года это будет нормой нанашем рынке»,— говоритон.
Всвою очередь, главной угрозой для роста рынка продолжает оставаться снижение платежеспособности бизнеса инаселенияи, как следствие, сокращение корпоративных ичастных бюджетов намедицинское страхование. «При заработной плате 20–30тыс.руб. иросте цен накоммунальные услуги, продукты итранспорт человеку трудно будет выделить изсвоего бюджета средства настраховку»,— поясняет Ольга Фортушина. «ДМС неявляется обязательным видом страхования, идля его развития необходимо повышать культуру рынка ДМС иформировать доверие людей кэтому виду страхования, проводить законодательные иинфраструктурные изменения для интеграции медицинских информационных систем вединую государственную информационную систему»,— предлагаетона.
Автор:
Анна Рихтер.