Средства, выделенные на господдержку лизинга коммерческих автомобилей, в этом году уже исчерпаны. Но эксперты ожидают дальнейшего роста продаж и доли сделок по схеме финансовой аренды.
Авторынок начал восстанавливаться впрошлом году. «За последние пару лет представители бизнеса адаптировались кэкономической ситуации, многие перестроили бизнес-модели исейчас готовы дальше развиваться»,— отмечает управляющий директор брендов Peugeot, Citroën иDS Александр Мигаль.
Объем продаж легковых илегких коммерческих автомобилей (LCV) поитогам 2017 года вырос на11,9% исоставил1,6 млн единиц, отмечается висследовании рынка британской Ernst & Young (EY). Продажи грузовиков массой более3,5 тначали расти еще в2016 году (плюс3,9%), апо итогам прошлого года этот сегмент увеличился на50,8%.
Позитивная динамика наблюдалась ив начале 2018 года, отмечают ваналитическом агентстве «Автостат»: объем рынка новых грузовых автомобилей поитогам первого квартала вырос на43% посравнению саналогичным периодом 2017 года исоставил19,2тыс. единиц.
Объем рынка новых LCV встране вырос на9,4% исоставил25,4тыс. единиц.Доли локализованных иностранных иотечественных марок нарынке LVC выросли с50 и20% в2014 году до57 и26% в2017-м соответственно (данные EY). Среди грузовиков лидирует отечественный «КамАЗ»— марка занимает более трети рынка (по оценкам EYи«Автостата»). Втройку лидеров поитогам первого квартала 2018 года входят также «ГАЗ» иVolvo.
Лизинг игосподдержка
Основными драйверами рынка стали отложенный спрос (онрос, даже несмотря наиндексацию цен), подъем потребительской активности исохранение значительных объемов государственной поддержки сектора, говорится вдокладе EY«Автомобильный рынок России иСНГ. Обзор отрасли. Март 2018 года». Рост доли отечественных илокализованных иностранных марок нароссийском авторынке в2015–2017 годах— заслуга господдержки спроса именно наэти модели, отмечают вEY.
Наиболее молодой парк— легкие коммерческие автомобили, где лишь43,6% машин старше 15лет. Самым возрастным парком являются грузовики— 65% было выпущено до2003 года (данные «Автостата»).
Более 70% грузового транспорта приобретались влизинг, говорит представитель правления Carcade Дмитрий Чернышев. Поего словам, доля транспортных сделок наусловиях финансовой аренды растет изгода вгод. Почти две трети (58%) договоров лизинга компании Carcade всегменте коммерческого автотранспорта заключалось сиспользованием госсубсидии.
Пооценке компании «Европлан», в2017 году нализинговые сделки сиспользованием госпрограммы вобщих продажах коммерческих автомобилей вРоссии пришлось около 30%. «Субсидия идет конечным пользователям коммерческой техники иработает сэффектом рычага сразу нанесколько сегментов— автопроизводители, потребители техники илизинговые компании»,— говорит генеральный директор АО«ЛК «Европлан» Александр Михайлов.
Государство с2015 года компенсирует лизинговым компаниям выпадающие доходы отпредоставления скидок наавансовый платеж— 10% отстоимости транспортного средства (ТС). Программа ежегодно продлевается именяет акценты. До2017 года, например, поощрялись продажи отечественных илокализованных легковых автомобилей, сейчас государство стимулирует спрос нагрузовики, говорит директор отдела рейтингов кредитных институтов агентства RAEX («Эксперт РА») Руслан Коршунов. Впрошлом году были введены новые адресные субсидии покупателям магистральных седельных тягачей (программа «Российский тягач»), атакже натехнику для сельхозпроизводителей (программа «Российский фермер») икомпаний малого исреднего предпринимательства (программа «Свое дело»). Размер авансовой скидки поэтим программам увеличен до12,5% отстоимостиТС.
Грузовой перевес
Результатом реализации этих трех госпрограмм адресной поддержки стало изменение структуры автолизинга впользу грузовой автотехники, отмечают врейтинговом агентстве RAEX: сегмент грузовых автомобилей подоле рынка лизинга задевять месяцев 2017 года обошел легковые— 22против 16% (годом ранее 18и20% соответственно). ВRAEX прогнозируют, что вцелом порынку доля автолизинга сгосподдержкой поитогам 2017 года достигнет 20%.
Поитогам девяти месяцев 2017 года объем лизингового бизнеса вцелом вырос на58% исоставил 710 млрдруб., сообщается впоследнем отчете RAEX. Доля транспортных сегментов, ккоторым агентство относит автомобильный, железнодорожный, авиационный лизинг, атакже водный транспорт, составила около 80% (годом ранее— 72%).
Поитогам прошлого года объем рынка лизинга грузового автотранспорта вырос на57%, асделки всегменте LCV— на47%, делится предварительными подсчетами Руслан Коршунов. Аналитик RAEX отмечает, что с2014 года доля малого исреднего бизнеса (МСБ) всделках лизинга росла исегодня превышает 50%. Максимального результата спрос нафинансовую аренду состороны МСБ достиг в2016 году— 60%. Доля крупных предприятий вновом бизнесе заянварь—сентябрь 2017-го составила около 45% против 38% зааналогичный период прошлого года. Доля субъектов малого исреднего предпринимательства сократилась до52%, нагосучреждения пришлось около2,5 против 1% годом ранее.
Отмалых ждут роста
«Автолизинг— прежде всего розница, впоследнее время вэтой сфере активно стали вести бизнес госкомпании: например, «Сбербанк Лизинг» впрошлом году вошел всегмент грузового автотранспорта— поддержка МСБ соответствует стратегии компании»,— отмечает Руслан Коршунов. Поего мнению, именно отактивности МСБ нарынке будет зависеть динамика продаж наавторынке исделок лизинга.
Грузовой транспорт— дорогая техника, ипокупать еена собственные средства для МСБ проблематично, говорит Дмитрий Чернышев. «Кроме того, компании зачастую приобретают целые парки техники, поэтому легкие инструменты привлечения заемных средств становятся ключевыми для реализации закупки»,— отмечаетон.
Производители стремятся поддержать спросМСБ. Группа PSA в2017 году запустила новую линейку среднеразмерных грузовых ипассажирских фургонов (основными покупателями таких машин являются представители малого исреднего бизнеса), ав 2018 году локализовала ихпроизводство вРоссии, отмечает Александр Мигаль. Поего словам, созданная недавно кэптивная лизинговая компания группы еще неучаствовала вгоспрограмме, нои без этого готова предложить клиенту привлекательную стоимость финансирования приобретения автомобилей.
Впрошлом году активно обновляли парки представители всех сегментов бизнеса: иперевозчики, икрупные сети, истроительный бизнес, идобывающая отрасль, ималые исредние компании, говорит исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. «Если государство выделит дополнительные средства насубсидирование лизинга, тоэто стимулирует рост, аесли программы перестанут работать, торынок снизится нату долю, которую занимают льготные сделки, новсе равно будет расти»,— уверен Сергей Удалов.
Отложенный спрос все еще неудовлетворен, иэто будет способствовать восстановлению рынка в2018 году, согласны вEY. Динамику продаж автомобилей будут определять втом числе доступность автомобильных кредитов, объем иэффективность мер государственной поддержки, атакже темпы локализации производства автомобильными компаниями, которые влияют насебестоимость ицены. «Риском для отрасли является неопределенность относительно будущих цен нанефть иобменного курса рубля. Сдерживающим фактором может быть также индексация утилизационного сбора в2018 году»,— отмечают аналитики аудиторско-консалтинговой компании.
Потребность бизнеса впрограммах господдержки сохранится, особенно при работе сотечественными марками автомобилей, отмечают вRAEX. Впрошлом году ассоциация «Российские автомобильные дилеры» специально просила правительство РФпродлить меры господдержки для автомобильной промышленности. Вэтом году нафинансирование льготного лизинга коммерческого транспорта изрезервного фонда выделили 4млрдруб. Ноони уже исчерпаны.
Сначала года лизинговые компании субсидировали засвой счет довольно много сделок, исейчас были вынуждены приостановить передачи попрограмме льготного лизинга, говорят в«Европлане». При этом заключение сделок лизинга попрограмме субсидирования дорожно-строительной техники продолжается. Представители отрасли ждут продления программы инадеются наувеличение объемов еефинансирования.