1, Март 2017

Доля на вырост

Для работы с госзаказчиками компаниям МСБ не хватает объемов и финансирования . Ситуация в корне изменится, если им разрешат переуступать права требования долгов по госконтрактам факторинговым компаниям или банкам.

Расширение доступа МСБ кгосзаказу— одна изосновных антикризисных мер правительства. Попытки протолкнуть малые компании всистему государственных закупок предпринимались смомента основания современной системы заключения госконтрактов всередине 2000-х годов. Сначала госзаказчиков обязали отдавать малым предприятиям неменее 10% объема годовых закупок, в2014 году— уже 15%. Сжатие розничного рынка идоминирование крупных компаний вРоссии заставили правительство вконце 2014 года ввести плановое повышение лимитов обязательного участия малого исреднего бизнеса взакупках госкомпаний до18% (с учетом субподряда) иобязательную 10-процентную квоту напрямые договоры скомпаниямиМСБ.

Однако уже всередине 2016 года эти планы оказались невыполнимыми. Последняя редакция постановления правительства №1352 от11.12.2014 обособенностях участия субъектов МСБ взакупках госкомпаний предусматривает выполнение плановых объемов участия малого бизнеса вгосзакупках лишь в2018 году. Изначально стратегия развития МСБ до2030 года предусматривала постепенное наращивание обязательной квоты назакупки упредпринимателей с18% в2016 году до25% с2018-го.

Ответ назапрет

Небольшие компании несправляются состандартами заказчиков. Опрос, проведенный «Опорой России» иПромсвязьбанком врамках ежеквартального исследования самочувствия малого исреднего бизнеса, показал, что в2016 году доля компанийМСБ, участвующих вгосзакупках, снизилась с24 до15%. Сильнее всего сократили участие взакупках микро— ималые предприятия— до12 и18% соответственно (в 2015-м— соответственно 21и28%). Одной изосновных причин отказа отучастия вгосзакупках предприниматели называют ограничения, связанные стехническими требованиями заказчиков,— обэтом заявили 42% опрошенных. Процедуры госзакупок, помнению бизнеса, становятся прозрачнее. Более 40% предпринимателей— участников госзакупок сообщили очестном иконкурентном отборе. Однако почти треть небольших компаний отсеивается настадии доступа кторгам.

Причина всерьезных организационных ифинансовых ограничениях, считает доцент кафедры бизнеса иуправленческой стратегии РАНХиГС Эмиль Мартиросян. Для контрактов сгосзаказчиками предприятию необходимо быть поменьшей мере открытым акционерным обществом, тогда как большинство вМСБ предпочитает регистрировать ИПи неплатитьНДС. «Это один изосновных критериев, который сразу отсеивает большое количество небольших предприятий»,— объясняет Мартиросян. Тендерная документация требует раскрытия полной организационной структуры предприятия, что также снижает шансы компаний МСБ снебольшим штатом сотрудников.

Кроме того, предприятиям малого исреднего бизнеса сложно справиться сфинансовыми условиями участия вгосзакупках. «Любые конкурсы проводятся при условии оплаты обеспечительного взноса, размер которого зависит отразмера контракта. Нони один банк запросы наобеспечение неодобряет, слишком велики шансы проиграть унебольшой компании»,— говорит Эмиль Мартиросян.

Основнойже проблемой для МСБ является разрыв потока денежных средств— кассовый разрыв. «Бизнес может быть прибыльным, асредств при этом упредпринимателя может небыть, поскольку производственные циклы работают попредоплате, азаказчики— наоснове отсрочки платежа»,— поясняет эксперт.

Уступи— или проиграешь

Предприятия, которые уже работают сгосзаказами, вынуждены приспосабливаться. Инструментом, ккоторому все чаще обращается малый бизнес, стал факторинг.

«Стать поставщиком непросто, имы, заключив контракт, вынуждены идти науступки крупным клиентам, ведь никто нехочет терять отношения. Ккаждому конкретному контракту подбираем свой финансовый инструмент: где-то это факторинг, кредитные средства, иногда приходится замораживать собственные оборотные средства»,— рассказывает Виталий Виноградов, руководитель ООО«Кузбасский компьютерный центр».

Пословам предпринимателя изНовосибирска Дмитрия Рубченко, директора ООО«ГК «Компьютеры исети», при работе счастными крупными заказчиками переуступка дебиторской задолженности банку или факторинговой компании «дает возможность для дополнительных условий переговоров споставщиками, азначит, возможность влияния намаржинальность сделки».

Поданным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), впрошлом году совокупный объем уступленных денежных требований вырос на8% посравнению с2015 годом. Оборот российского факторинга поитогам 2016 года достиг 2трлнруб. Пообъему уступленных денежных требований, поданнымАФК, Промсвязьбанк занимает второе место нарынке сдолей 17%. Доля факторинга как источника финансирования МСБ составляет 5–6% исдерживается восновном «ограниченностью базы контрагентов». Факторинговые компании готовы работать восновном споставщиками розничных сетей. «Стоимость средств илимиты напоставщиков изсегмента МСБ могут смягчиться в-результате более широкого распространения электронного факторинга— EDI-технологий иучастия институтов развития вразделении рисков финансирования компаний МСБ»,— отмечает ведущий аналитик RAEX Мария Зинина.

Вотличие откредита, поее словам, факторинг менее обременителен, поскольку нетребует твердого залога. Реальная стоимость факторинга превышает стоимость кредита, однако врезультате обострения борьбы между компаниями, предоставляющими эту услугу, сегодня ставки сопоставимы скредитными, говорит аналитик.

Факторинг как сочетание кредита скомиссионными услугами закрывает одну изсамых болевых точек— поддержание ликвидности компаний вкрат-косрочных контрактах, подчеркивает Дмитрий Рубченко: «Мы можем планировать финансовые потоки предприятия независимо отразмера периода отсрочки подоговору спокупателем ипри этом быть уверенными впоступ-лении денег избанка. Прозрачная комиссия дает понимание планируемой прибыли».

Кроме того, сегодня, пословам вице-президента— управляющего директора пофакторингу Промсвязьбанка Александра Карелина, возможен факторинг научастие втендере. Вэтом случае факторинговая компания предоставляет так называемый авансовый лимит, рассчитанный наоснове результатов ранее исполненных контрактов поставщика. «Бизнес входит вконкурс спониманием того, как будет финансировать оборотный капитал навремя отсрочки платежа»,— говорит Карелин.

Денегнет, новы держитесь

Для госзаказа характерны внедоговорные отсрочки, которые связаны сособенностями исполнения бюджетов заказчиков, условиями приемки товаров, работ иуслуг, говорит исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний (АФК) Дмитрий Шевченко. При этом законы, регламентирующие госзакупки— (№223-ФЗ и№44-ФЗ), непредусматривают воз-можности переуступки прав требования долгов погосконтрактам. «Оба этих закона настолько детализированы, что даже отсутствие вних упоминания факторинга воспринимается как его прямой запрет. Поэтому изменение законодательства— ключ кплатежной дисциплине заказчиков»,— отмечает Дмитрий Шевченко.

АФК, «Деловая Россия» и«Опора России» подготовили поправки взаконодательство, которые дадут предпринимателям возможность получать оборотные средства, недожидаясь оплаты отгосзаказчика, засчет переуступки прав требования долгов погосконтрактам факторинговым компаниям или банкам. При этом, как отмечают авторы законопроекта, уступка дебиторской задолженности поконтракту сгосучреждением или госкорпорацией сменой поставщика неявляется. Инициативу уже поддержали вправительствеРФ. Вопрос применения факторинга при реализации контрактов сгосзаказчиками обсуждался назаседании президиума совета при президенте РФпо стратегическому развитию иприоритетным проектам. «Мы будем работать ис правовым сообществом, ис Министерством юстиции, чтобы сделать механизм (факторинга.— РБК+) реально работающим, когда компании являются участниками тендерных процедур по44-му и223-му законам, тоесть это закупки угосударственных агентов икомпаний сгосударственным участием»,— заявил вице-премьер Игорь Шувалов.

Поддерживают поправки вМинпром-торге (см. материал нас. 4) иЦентробанке. Пословам руководителя рабочей группы Банка России поМСП Михаила Мамуты, при решении вопроса важно учесть, что «право передачи требования долга зауже выполненные работы несвязано спередачей права исполнения самих работ». «Эта функция неотъемлема откомпании— победителя тендера»,— говорит Михаил Мамута.

Рынок давно ждал законодательных сдвигов поданному вопросу, крупные игроки уже успешно реализовывали отдельные сделки вэтом сегменте, отмечает Мария Зинина. Отдельные госзаказчики уже готовы работать сМСБ пофакторинговой схеме. Вчастности, вфеврале этого года ПАО «Россети», АФК иМСП Банк заключили трехстороннее соглашение, позволяющее подрядчикам энергохолдинга использовать беззалоговое финансирование под уступку дебиторской задолженности поконтракту. Изфинансовых компаний, оказывающих факторинговые услуги, первым ксоглашению присоединился «Промсвязьфакторинг». «Субъекты МСБ смогут получать финансирование от«Промсвязьфакторинга» сразу после исполнения обязательств поконтракту сПАО «Россети», недожидаясь оплаты отгосзаказчика»,— отмечает Александр Карелин.

Источник