Основными характеристиками рынка спортивных товаров в 2015–2016 годах стали его продолжающийся рост, повышение доли клиентов-женщин, а также более тесное взаимодействие спортивных марок с модными.
Фото: Getty Images
Athleisure впомощь
Весь рынок спортивной одежды можно разделить надва сегмента: первый изних— одежда, непосредственно предназначенная для занятия различными видами спорта, второй— так называемая модная спортивная одежда, как правило, созданная признанными, большими спортивными компаниями всотрудничестве сизвестными модными дизайнерами либо нишевыми марками. Несмотря наобщую тенденцию падения спроса натовары непервой необходимости, связанную прежде всего сослаблением курса рубля вРоссии, рынок спортивной одежды показывает стабильный рост. Пооценке исследовательской компании Euromonitor, в2015 году российский рынок спортивной одежды втекущих ценах вырос на12%, асуммарный объем продаж составил 354 млрдруб. Причиной тому отчасти является ставшее популярным направление athleisure (от англ. athletic— «спортивный» иleisure— «свободное время»), основными характеристиками которого являются ношение типично спортивных предметов гардероба вповседневной жизни, атакже сочетание доступных спортивных марок сдорогими, желание выглядеть стильно, нопри этом неограничивать себя вкомфорте. Два года назад один изкрупнейших международных онлайн-ретейлеров дизайнерской одежды, Net-a-Porter, сейчас являющийся частью группы Yoox Net-a-Porter, запустил временный проект Net-a-Sporter, врамках которого наодной площадке можно было купить как футболки Nike за$30, так икашемировые джемперы The Elderstatesman за$600. Подобный формат нетолько нашел поддержку умировых ретейлеров, новызвал появление большого количества нишевых марок спортивной одежды, которые благодаря своему дизайну стали продавать продукцию поцене, внесколько раз превышающей стоимость аналогичных покачеству, номенее модных товаров привычных спортивных марок. Кпримеру, американская компания Carbon38, основанная в2013 году как производитель модных спортивных легинсов, теперь успешный проект, управляющий интернет-продажами десятка подобных брендов. Еебизнес в2015 году вырос на500% посравнению сгодом основания. Согласно прогнозам Morgan Stanley, мировой объем рынка athleisure (включая обувь) в2016 году составит $270 млрд, ак 2020 году рост составит 30% отобъемов 2016 года.
Другой важной мировой тенденцией рынка в2015 году, пооценке тойже Euromonitor, стал 20–30-процентный рост онлайн-продаж спортивной одежды иобуви навсех ключевых рынках, превративший интернет водну изосновных площадок для покупки подобных товаров. Вдолгосрочной перспективе намечается все более тесное сотрудничество модных марок соспортивными: первые— помогают крупным игрокам рынка полнее удовлетворять растущие запросы потребителей иобеспечить постоянное изменение внешнего вида продукции, вторые— предлагают иактивно развивают технологии как впроизводстве новых высокотехнологичных тканей, так ив изготовлении одежды иобуви вцелом. Одной изважных тенденций можно назвать растущее внимание кспортивной одежде состороны женской аудитории, сопровождаемое ростом спроса. Тем неменее основными потребителями данной категории товаров по-прежнему являются мужчины. Заметный рост продаж среди женщин наблюдается впервую очередь вСША.Так, президент Nike Тревор Эдвардс винтервью онлайн-ресурсу Business ofFashion отмечал, что наданный момент продажи женской спортивной одежды находятся наотметке $5 млрд, ак 2017 году достигнут $7 млрд. «Легинсы стали новыми джинсами,— сообщает Эдвардс.— Мывидим, что грань между бегом, занятиями вспортзале ипривычным расслабленным образом жизни все больше размывается».
Намодной волне
Последние десять лет можно наблюдать отчетливую тенденцию роста всевозможных взаимодействий молодых ипризнанных модных дизайнеров ибольших спортивных брендов, таких как Adidas, Reebok, Puma иNike. Несмотря нато что доля одежды, непосредственно предназначенной для занятий спортом, посравнению стой, что создана всотрудничестве спредставителями модного сообщества, остается достаточно высокой, науровне 80%, исоставляет основной доход компаний, различные капсульные коллекции зачастую являются одним изярких изаметных способов привлечения новой платежеспособной аудитории. Появление спортивных кроссовок ввысокой моде связано споказом английского дизайнера Вивьен Вествуд в1983 году. Однако первое полноценное сотрудничество спортивной имодной марок произошло гораздо позднее— в1993 году австрийский дизайнер Жиль Зандер создала коллекцию обуви совместно сPuma. Расцвет эпохи долгосрочного взаимодействия пришелся наначало 2000-х, именно сэтого момента Puma начала сотрудничать сяпонским дизайнером Ясухиро Михарой для создания небольшой, нопостоянной коллекции кроссовок. С2002 года ведет свою историю марка Y-3, основанная Adidas совместно сЙоджи Ямамото,— пример самого продолжительного сотрудничества спортивного бренда смодным дизайнером. Ноесли выпускаемую под этой маркой одежду стоит скорее отнести кнаправлению lifestyle, толинию Adidas иСтеллы Маккартни, запущенную в2005 году, составляют как раз удобные истильные вещи для занятий активными видами спорта ийогой.
Некоторую долю бизнеса спортивной обуви составляют краткосрочные проекты нетолько смодными дизайнерами, нои поп-звездами, повышающие стоимость единицы продукции всреднем на30% отбазовой модели, подвергшейся изменениям. Напротяжении последних лет Puma работает спевицей Рианной, аAdidas выпускает сразу несколько коллекций кроссовок собладателем «Грэмми», хип-хоп певцом Фаррелом Уильямсом, атакже сКанье Уэстом. Споследним марка также успела показать три коллекции одежды наНеделе моды вНью-Йорке.
Правда, несмотря нато что заподобными одеждой икроссовками зачастую выстраиваются очереди втысячи человек, ас полок магазинов они исчезают всчитаные минуты, подобные товары предназначены для чрезвычайно узкой аудитории. Четверка крупных игроков наспортивном рынке (Adidas, Reebok, Nike, Puma) по-прежнему продолжает инвестировать впродукты массового сегмента, приносящего имболее 80% дохода. Расстановка сил среди спортивных марок нароссийском рынке, согласно данным британской компании Euromonitor поитогам 2015 года, является следующей: 17% принадлежат Adidas, 11%— заамериканской Nike, 5%— Reebok.