Инвесторы в условиях коронакризиса предпочитают вкладывать в недорогие бизнес-проекты.
Франчайзинг имеет все шансы стать спасательным кругом для российского малого исреднего бизнеса, полагают вРоссийской ассоциации франчайзинга (РАФ). Количество объектов, открытых пофраншизе, несмотря накоронакризис, впрошлом году выросло на8% (до 75тыс.), согласно статистикеРАФ.
В целом кавгусту прошлого года, поданным аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, встране прекратили работу более 1млн микро-, малых исредних предприятий, почти каждый пятый бизнес всектореМСП. Предприниматели, втом числе владельцы неудачных стартапов, ищут возможности для переформатирования бизнеса, говорит исполнительный вице-президент РАФ Юрий Михайличенко.
Основатель сайта франшиз Businessmens.ru Юрий Богомолов связывает более чем двукратный рост посещаемости ресурса в2020 году стем, что предприниматели рассматривают франшизу как наиболее безопасный способ начать свой бизнес.
Франчайзинговая бизнес-модель, как ив предыдущие кризисы, дает бизнесу больше устойчивости иможет стать одним издрайверов роста деловой активности игенератором рабочих мест, говорится висследовании американской FRANdata «Экономические перспективы франчайзинга 2021», выполненном по заказу Международной ассоциации франчайзинга .
Например вСША, где сосредоточено порядка 80% всего мирового объема рынка франшиз игде из-за локдауна в2020 году было закрыто 20тыс. франчайзинговых точек (работу потеряли 900тыс. человек),7,5 млн занятых всегменте сохранили рабочие места. Вклад франчайзинговых предприятий вэкономику страны составил $670 млрд, адоля сегмента вВВП осталась науровне 3%, поданным FRANdata.
Фактор роста
В России вклад франчайзинговых предприятий вэкономику страны оценивается в2,1 трлнруб., или 2% отВВП, поданнымРАФ. Количество работников, занятых вофранчайзинговом бизнесе вРоссии, достигает 1,4 млнчеловек (1,9% общего числа занятых россиян, согласно данным Росстата на февраль 2021 года).
В целом владельцы франшиз иих франчайзи вРоссии смогли быстро адаптироваться под изменения рынка, отмечают вРАФ. Вто время как самостоятельный бизнес вынужден был искать варианты решения проблем водиночку, франчайзинговая модель позволила предпринимателям справляться коллективными усилиями, отмечает заместитель директора РАФ СергейРак. Опытные российские франшизы, поего словам, профессионально повели себя вовремя кризиса, сумели помочь партнерам ирасширили свое присутствие нарынке, заняв новые ниши.
Например, сеть детских центров пообучению иностранным языкам «Полиглотики» вовремя коронакризиса довольно быстро внедрила интернет-решения ираспространила эту практику посвоим франчайзи, отмечают вРАФ: «Это позволило компании непросто выжить, нозакрепить свои позиции наизменившемся рынке образования».
По даннымРАФ, рос спрос нафраншизы курьерской доставки (например, СДЭК увеличил сеть на50%, до3 тыс. точек), магазинов удома («Фасоль» +20%, до1,8 тыс.), аптек идистанционного образования.
Количество заявок нафраншизы ресторанов из-за коронавирусных ограничений встране сократилось на60%, офлайн-развлечений— на65%, фитнес-центров— на80%, турфирм— почти на90%, согласно данным каталога франшиз Businessmens.ru. Наэтих наиболее пострадавших рынках спрос нафраншизы начал постепенно восстанавливаться осенью прошлого года, ноон по-прежнему серьезно отстает отдокризисных показателей, говорит Юрий Богомолов.
По мере постепенной адаптации общества кпандемии иснятия строгих ограничений интерес инвесторов вернется, втом числе, кпострадавшим отраслям. Вкаталоге франшиз «Сбера» запоследние полгода общее количество заявок выросло более чем впятьраз. При этом влидерах поколичеству запросов уже нетолько франшизы медицинских лабораторий ипредприятий быстрого питания, нои парикмахерских, салонов красоты, сервисных центров, отмечает директор дивизиона «Малый имикробизнес» Сбербанка Алексей Шашкин.
Согласно прогнозамРАФ, рынок франчайзинга поитогам 2021 года вырастет на20–25%. Драйверами рынка станут предприятия, связанные с интернет-сервисами, дистанционными услугами идоставкой.
Новые тренды
Инвесторы готовы вкладывать врисковые активы иразвивать бизнес, норассчитывают нанебольшие стартовые вложения, отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. В2020 году, поего данным, почти на15% вырос спрос нафраншизы стоимостью до1млнруб. Навтором месте попопулярности— проекты свложениями до3млнруб.
Франчайзинговые проекты продолжат сжиматься вобъемах инвестиций, прогнозирует Юрий Богомолов: «Если досих пор относительно недорогой франшизой считался проект стоимостью около1,5 млнруб., то вближайшем будущем популярность будут набирать проекты стоимостью от350тыс.». В этой связи, поего словам, растет спрос нафраншизы, например, инстаграм-магазинов ивендинговых автоматов.
Чутьли нисамым востребованным впериод пандемии стало относительно малозатратное открытие врегионах пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Например, владельцы офлайн-магазинов непродовольственного ретейла активно перепрофилировали помещения под пункты выдачи, говорит руководитель направления развития франчайзинга Ozon Алексей Лоборев. Инвестиции воткрытие такой точки начинаются от150–200тыс.руб., говорят вOzon. 80% из4,5тыс. ПВЗ компании открыты пофраншизе.
При этом даже снятие ограничений наработу традиционного ретейла неснизило трафик вПВЗ, отмечает Алексей Лоборев: «Онлайн-шопинг становится привычкой россиян, ипотребность впунктах выдачи продолжает расти».
Многие владельцы действующих крупных франшиз тоже уже пересмотрели свои концепции ипредлагают более бюджетные варианты развития бизнеса подоговору концессии, отмечает управляющий директор ИК«Универ Капитал» Артем Лютик.
Автор:
Ольга Копытина.