2, Октябрь 2019

Гонки на «последней миле»

Большинство предприятий e-сommerce в России все еще стремятся иметь собственных курьеров, но будущее — за специализированными службами доставки, быстрыми и технологичными.

Большинство предприятий e-сommerce вРоссии все еще стремятся иметь собственные курьерские службы, ане отдавать доставку сторонним компаниям, как это уже практикуется наразвитых рынках.

Поданным исследовательского агентства Data Insight, запоследние семь лет обороты e-commerce вРоссии выросли почти впятьраз, с235 млрдруб. выручки в2011 году до1,15 трлнруб. в2018-м, ак 2023 году интернет-продажи удвоятся, достигнув2,4 трлнруб.

Вместе сростом популярности покупок через интернет развиваются ислужбы подоставке приобретенных вСети товаров. Пооценкам Data Insight, внастоящее время вРоссии ежегодно осуществляется порядка 350 млн доставок товаров e-commerce. При этом 150 млн доставок приходится насервисы собственных служб интернет-магазинов, итолько 61млн доставок обеспечивают аутсорсинговые компании.

Структура отечественного рынка услуг доставки отличается отподобных сервисов вразвитых странах— например, вЕвропе большинство средних имелких интернет-магазинов предпочитают отдавать сервисы доставки нааутсорсинг. ВРоссииже большинство предприятий онлайн-торговли стремятся реализовывать модель создания собственной курьерской службы. «В России выбрать хорошую компанию подоставке товаров всфере e-commerce все еще непросто,— констатирует Альберт Осканов, генеральный директор интернет-магазина Oskelly.— Винтернет-торговле курьеры играют особенную роль: фактически это лицо онлайн-магазина, илюбые ошибки здесь напрямую отражаются наего репутации. Затри года существования нашего магазина мысменили четырех партнеров: однажды нам сказали, что доставка будет идти поМоскве 14дней. Витоге япоехал лично вручать клиенту покупку, извинился передним, объяснил ситуацию иподарил промокод. Теперь мыработаем ссобственными курьерами».

Эксперты отмечают, что пока вроссийской e-commerce наиболее успешны компании, которым удалось создать собственную сеть доставки. «В этом отношении интересна стратегия компании Wildberries,— комментирует Григорий Карлышев, аналитик компании «Институт Тренинга— АРБ Про».— Отрыв Wildberries отконкурентов наe-commerce рынке сейчас растет именно благодаря увеличению числа пунктов самовывоза, которых укомпании уже более4,5тыс. При этом, посути, Wildberries превращается влогистическую платформу: инфраструктурой имиллионным трафиком компании судовольствием пользуются бренды, укоторых собственный интернет-магазин находится настадии запуска или отсутствует вовсе. Фактически Wildberries предлагает продавцам склад, место наонлайн-полке, логистику доклиента ипонятную систему управления, что может обеспечить начинающим компаниям довольно быстрый выход намассовые онлайн-продажи».

Быстро, еще быстрее

Впрочем, полагают аналитики, вближайшем будущем вРоссии будет развиваться сценарий, когда впервую очередь небольшие исредние интернет-компании станут все больше отдавать сервисы доставки товаров нааутсорсинг. Нарынке логистических услуг для e-commerce разгорится конкурентная схватка: победиттот, кто сможет доставлять быстрее, эффективно выстроив бизнес-процессы. «Доставка— довольно сложный процесс сточки зрения операционной деятельности, поэтому каждое дальнейшее сокращение еесрока приводит кбольшему количеству проблем,— говорит Иван Труфанов, основатель сервиса доставки Broniboy.— Например, если выможете позволить себе срок доставки внесколько дней, товы можете направить одного курьера впонедельник поодному направлению, аво вторник подругому, вспокойном ритме скомплектовать заказы понаправлениям. Еслиже нужно доставить много заказов наследующий день— все становится уже сложнее. Акогда мыговорим про доставку втотже день, это означает, что заказ должен быть сразуже собран ивы должны иметь свободного курьера, который его доставит прямо сейчас».

Кнаиболее развитым аутсорсинговым курьерским службам нароссийском рынке можно отнести такие компании, как СДЕК, MaxiPost, Boxberry. При этом некоторые компании (такие, как Dostavista, «Пешкарики») начинают специализироваться надоставке интернет-товаров внаиболее сжатые сроки. Именно быстрая доставка стала наиболее перспективным направлением курьерских служб: согласно недавнему исследованию компании Dostavista, 11% заказов нароссийском рынке требуют срочной доставки, ау более чем 40% покупателей интернет-магазинов в2019 году хотябы раз возникала необходимость получить товар вдень заказа.

Склад ближе кклиенту

Наряду скурьерскими службами, которые участники называют сервисами «последней мили» (обслуживают финальный отрезок доставки доклиента), сейчас идет динамичное развитие идругих участников логистических цепочек онлайн-торговли. Это уже крупные транспортные компании (так называемые 3PL-провайдеры или фулфилмент-операторы типа FMLogistic, Itella, Molcom), которые осуществляют доставку товаров сзаводов-производителей намаксимально приближенные кклиентам склады. «Все крупные игроки рынка e-commerce ифулфилмент-операторы выстраивают эффективные цепочки поставок, используя при этом самые разнообразные похарактеристикам иместоположению складские объекты,— рассказывает Андрей Постников, генеральный директор компании «Ориентир».— Это связано стем, что логистика доконечного потребителя отличается взависимости оттипа товара иразмера ретейлера: число звеньев может составлять отодного (m2c— manufacturing toconsumer) дотрех—пяти (b2b иb2c)».

Логистические операторы сейчас заняты развитием своей складской инфраструктуры, причем наиболее перспективной является открытие небольших объектов вкрупных городах. «В Московской области крупные онлайн-ретейлеры задействуют крупные распределительные центры на100тыс. иболее квадратных метров, которые обычно расположены наглавных вылетных магистралях,— объясняет цепочку Андрей Постников.— Отопорных областных логистических центров заказы везут навнутригородские небольшие склады площадью понесколько тысяч квадратных метров, где перекладывают на«транспорт последней мили» иотправляют клиентам. Для организации быстрой доставки «последней мили» потребуется создать еще более широкую сеть небольших складских объектов площадью порядка 2тыс.кв. мкаждый».

«Желтые человечки»

Ближайшее будущее развития логистики доставок изинтернет-магазинов связано как собщим ростом объема рынка, так ис развитием новых типов товаров e-commerce, например продуктов питания. «Уже можно признать успешным развитие сектора готовойеды, который вовсем мире является одним изсамых быстрорастущих сегментов ибудет активно развиваться ив России вближайшие три—пятьлет,— отмечает Григорий Карлышев.— «Яндекс» заполнил города «желтыми человечками», освоив еще один сегмент офлайн-рынка, запустив «Яндекс.Еда». Создана мощная инфраструктура наоснове рук иног, которые могут водном месте что-то взять, доставить это вдругое место иотдать получателю. Компания непервой пришла наэтот рынок, ноименно она очень быстро его монополизирует. Сегодня «Яндекс.Еда» вместе сDelivery Club делят 90% рынка доставки еды».

Например, скоро участники рынка синтересом ждут появления нового сервиса— «Яндекс.Лавка», который наоснове созданной логистической инфраструктуры «Яндекс.Еда» должен позволить осуществлять доставку продуктов изближайших кклиенту магазинов втечение 15минут. «На сегодняшний день наиболее интересный тренд вобласти онлайн-заказов— доставка e-grocery товаров: речь идет именно опродуктах ежедневного спроса, таких как продукты питания, бытовая химия, сопутствующие товары,— соглашается сперспективностью такого направления Вячеслав Коган, директор поразвитию бизнеса направления e-сommerce ГК«Корус Консалтинг».— E-grocery— это очень сложный вид бизнеса снеобходимостью соблюдения сроков годности, температурного режима, товарного соседства имногих других факторов. Однако, несмотря насложности, связанные сорганизацией процесса доставки, количество специализированных сервисов растет. Например, всентябре текущего года овыходе наэтот рынок объявил Сбербанк: сервис— проект «Сбермаркет»— запущен впартнерстве сInstamart, который является частью экосистемы банка».

Компания «Озон», всвою очередь, недавно объявила оначале втестовом режиме запуска услуги доставки товара клиентам, которые могут вэтот момент ненаходиться дома: товар оставят уконсьержа или прямо около закрытой двери. Причем компания даже обещает возмещение стоимости заказа вслучае его кражи. «Безусловно, подобная услуга возможна при соблюдении целого ряда ограничений,— отмечает Вячеслав Коган. —Она, скорее всего, подойдет только «опытным» покупателям, которые часто заказывают онлайн, доверяют сервису иготовы кпредоплате. Также пока важно, чтобы заказы состояли изнедорогих товаров. Носам тренд, безусловно, примечателен для российского рынка, это уже достаточно распространенная практика зарубежом, ивот очередь дошла донас».

Автор:
Георгий Алексеев.

Источник