Структурирование больших данных, которым владеет государство, и открытие доступа к их анализу открывают большинству отраслей возможности для более рационального использования ресурсов.
Общий объем цифровой информации в2020 году составил около 40–44 зеттабайтов (ЗБ), к2025 году онувеличится до175ЗБ, пооценке международнойIDC. Для сравнения: в2006 году объем информации, произведенной завсю предшествующую историю, составлял примерно0,16ЗБ. Глобальный рынок больших данных в2019 году увеличился на12% идостиг $189,1 млрд. Среднегодовые темпы роста его вэтом иследующем годах будут науровне13,2%, объем рынка кконцу 2022 года может увеличиться до$274,3 млрд.
Страны— лидеры пообъемам цифровых данных— Китай (7,6 ЗБ) иСША (6,9 ЗБ). При сохранении темпов цифровизации китайской экономики к2025 году отрыв страны внакоплении данных может вполтора раза превысить американский рынок.
Объем информации, собираемой вРоссии, поданнымIDC, вэтом году составит0,96ЗБ. Это чуть более 2% мирового объема данных. Рынок big data к2024 году вырастет спримерно 30млрд до300 млрдруб., пооценкам Ассоциации больших данных. Дополнительный вклад отиспользования big data вВВП кэтому сроку достигнет1,94 трлнруб., ссылаются вCNews на«дорожную карту» поразвитию технологий больших данных, разработанную Национальным центром информатизации (НЦИ, «дочка» «Ростеха»).
Стимул для сбора данных
Пандемия COVID-19 продемонстрировала возможности больших данных, сиспользованием которых изначально связывали рост благополучия людей. Большинство государств вкороткие сроки налаживали ежедневный сбор адекватной статистики позаболевшим, атакже ееанализ, откоторого зависело введение карантинных ограничений. Например, вЮжной Корее точные данные озаболевших позволили своевременно реагировать нараспространение коронавируса иизбежать тотального локдауна.
ВМоскве идругих крупных городах для контроля карантинных ограничений использовались данные видеокамер, анализ активности телефонов идругие способы сбора информации.
Способствовала пандемия ирасширению сбора информации, отмечает директор Центра подготовки руководителей икоманд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Ксения Ткачева. Число пользователей напортале «Госуслуги», например, в2020 году выросло на26%, до126 млн человек, число самих услуг— почти на50%, до228млн.
К2022 году вРоссии будет сформирован единый регистр сосведениями онаселении, отмечает Ксения Ткачева. Соответствующий закон был принят вмае прошлого года. Согласно этому документу государство систематизирует вединой базе информацию изуже существующих разрозненных систем, втом числе Пенсионного фонда иМВД. Реестр станет одной изсоставляющих Национальной системы управления данными (НСУД), которая формируется встране с2019 года, отмечает Ксения Ткачева. Как следует изпроекта НСУД, система должна повысить эффективность сбора ииспользования данных для оказания госуслуг иобеспечения потребностей граждан ибизнеса вдоступе кинформации.
Полезное действие
Большой объем, разнообразие иразнородность данных создают новые возможности для аналитики всфере управления, говорит заведующий Международной лабораторией цифровой трансформации вгосуправлении НИУ ВШЭ Евгений Стырин.
Для работы сbig data используется более 20технологий интеллектуального анализа данных, машинного обучения иискусственного интеллекта, системы распределенного реестра, квантовых иблокчейн-технологий, отмечает Ксения Ткачева. Например, вСША данные используются для предиктивной аналитики поведения граждан всфереЖКХ, атакже для профилактики пожаров.
Согласно расчетамНЦИ, к2024 году развитие технологий больших данных вРоссии позволит дополнительно получить 352 млрдруб. всфере административной деятельности и292 млрдруб. вгосуправлении исоцобеспечении. Половина решений властей будет основана наанализе больших данных. При этом 90% информации государственных информационных систем будет доступно ибизнесу. 50% жилищного строительства ивсе объекты транспортной инфраструктуры будут реализовываться наоснове прогнозирования заселения, транспортных потоков, загруженности жилого района иторговой проходимости, на5% снизится стоимость строительства, до50%— затраты наэксплуатацию объектов. На10% будет сокращено время пребывания впути нагородских маршрутах.
Такие сервисы, как СПАРК, уже помогают бизнесу пользоваться массивами статистической информации, открытой государством, отмечает директор Deloitte Legal Екатерина Портман: «Можно получить статистические данные оконкурентах, контрагентах иконечных потребителях». Поее мнению, государство ибизнес должны внакоплении данных действовать сообща. Значимым считает она исудебные прецеденты, ограничивающие монополию наиспользование данных.
Однако вцелом пока существует дисбаланс между доступностью иполезностью информации, отмечает Евгений Стырин: «Открытые данные запаздывают повремени инерелевантны целям изадачам бизнеса, аиногда ивовсе бесполезны». Качественные ирелевантные данные, поего словам, бизнес вынужден собирать самостоятельно. Такие данные, как правило, нераспространяются свободно, аих состав иструктура нераскрываются.
НСУД, помнению Евгения Стырина, даст бизнесу реальные инструменты пообогащению собственных данных наоснове информации, имеющейся угосударства, ибудет стимулировать совместные проекты похранению иобмену данными, формировать единые стандарты итребования.
Автор:
Владимир Паньков.