По оценкам «РБК Исследований рынков», базирующихся на статистике dealroom.co, суммарный объем финансирования, полученный зарубежными ресейл-проектами (напомним, что анализировались 60 компаний) за время своего существования, уже превышает $4,5 млрд.
При этом объемы инвестиционных вливаний в ресейл-проекты продолжаются. Так, в 2021 году игроки рынка recommerce[1] сумели привлечь около $970 млн, что превысило показатель рекордного 2018 года. Напомним, что тогда в модные ресейл-проекты было проинвестировано около $812 млн.
В 2022 году наблюдается сокращение прямого финансирования, что частично обусловлено общим неблагоприятным инвестиционным климатом. Падение стоимости акций компаний IT-сектора, растущие опасения относительно рецессии и в целом экономическая неопределенность при разрастающемся геополитическом кризисе (противостояние Запада и России) – создают не лучшие условия для инвестирования. Согласно исследованию Crunchbase, объем глобального венчурного финансирования в 2022 году сократилось на 35%: с $681 млрд до $445 млрд.
Впрочем, причины сокращения инвестиционных вливаний в ресейл-проекты обусловлены изменением характера их финансирования. Так, с 2021 года 3 компании вышли на IPO: POSHMARK, REBELLE и THREDUP, что позволило им привлечь $464 млн за счет первичного размещения акций. Проекты получают финансирование и при полной или частичной продаже бизнеса. Так, в 2021 году онлайн-маркетплейс Etsy приобрел Depop – проект по перепродаже одежды, широко популярный среди представителей поколения Z. Сумма сделки стала рекордной: она составила $1,6 млрд. На сегодняшний день проект Depop продолжает работать.
Крайне перспективной выглядит покупка крупнейшей интернет-компанией Кореи – Naver Corp. – ресейл платформы Poshmark. Сделка была завершена в январе 2023 года, ее сумма оценивается в $1,2 млрд. При этом основной целью покупки является создание глобального игрока в сфере онлайн-торговли модной одеждой за счет синергии компаний.
Объем инвестиций, полученных ресейл-проектами*, 2010 г. – май 2023 г., $ млн
[1] Recommerce – это продажа ранее принадлежавших, новых или бывших в употреблении товаров.
Выход на рынок ресейла новых игроков
Драйвером рынка ресейла являются не только инвестиционные вливания в специализированные recommerce-проекты. Идею перехода к экономике замкнутого цикла сегодня поддерживают все большее количество ретейлеров. Так, по данным THREDUP количество брендов в США, предоставляющих своим покупателям приобрести б/у одежду, обувь и аксессуары с собственных сайтов, за 2022 год выросло в 3,4 раза. Если в 2021 году их было 36, то в 2022 году число брендов, продающих б/у, увеличилось до 124, а в мае 2023 года достигло 139.
Компании запускают ресейл-направление как собственными силами, так и прибегая к партнерству с проектами, имеющими опыт и компетенции в данной области. Так, с начала 2023 года при партнерстве с THREDUP, за счет подключения к сервису Resale-as-a-Service (RaaS), продажу б/у товаров запустили мультибрендовый fashion-ретейлер J.Crew, бренды Francesca's, Kate Spade New York, H&M, American Eagle, Fabletics, обувная марка Toms Shoes и др.
THREDUP – не единственная компания, которая помогает ретейлерам с запуском recommerce-бизнеса. Аналогичные решения предлагают Archivе, Trove, Reflaunt и др. При этом они являются крайне инвестиционно-привлекательными. Так, в 2022 году проект Archive, создающий и запускающий индивидуальные торговые ресейл-площадки для брендов, привлек $23 млн. Компания Trove в августе 2021 года получила финансирование в размере $77,5 млн. Reflaunt же привлек $2,7 млн в феврале и $11 млн в августе 2022 года.
Пул ретейлеров, с которыми сотрудничают данные «сервисные-компании», стремительно растет. С Archivе, который был запущен лишь в 2021 году, уже сотрудничают более чем 40 брендов, в числе которых Marimekko, Cuyana, Oscar de la Renta, The North Face, Sandro и др. В портфеле Trove 13 марок, в числе которых Patagonia, Eileen Fisher, REI, Lululemon и Allbirds.
THREDUP ожидают дальнейшее расширение списка ретейлеров, развивающих recommerce-направление.
Впрочем, вклад ресейла в оборот данных компаний пока крайне мал. Продажа б/у товаров занимает менее 0,1% от оборота операторов, внедривших данную опцию для покупателей. Ассортимент товаров для перепродажи также нельзя назвать широким: покупателям доступно 260 тыс. изделий.
Динамика количества брендов, предлагающих опцию ресейла для своих покупателей с собственных сайтов, 2019 г. – май 2023 г., шт.