30, Май 2018

Инвестиции в тару

Наращивая объем выпуска, химические предприятия активно закупают специализированный подвижной состав, а производители улучшают его технические и экономические параметры.

Рост объемов выпуска химической продукции (согласно Росстату, в2017 году увеличение составило4,3%) истроительство новых производств требуют модернизации логистической инфраструктуры, которая является неотъемлемой частью производственного процесса.

Пословам генерального директора консультационной компании Creon Chemicals Ольги Журавлевой, отечественный рынок химических грузов всегда был ориентирован именно нажелезнодорожные перевозки— «это выгодно илогистически, иэкономически». «Однако скачки тарифов изамена парка заставили игроков рынка искать другой выход, которым стал переход наперевозки втанк-контейнерах,— отмечаетона.— Иесли сначала это было всего лишь вынужденной мерой, тотеперь превратилось всерьезную альтернативу цистернам».

Пословам Ольги Журавлевой, сегодня одна изпроблем химических предприятий— выбытие специализированного парка вагонов, однако «дефицитанет, вагоностроители производят даже больше цистерн, чем списывается». «В ближайшей перспективе мыожидаем насыщения рынка,и, возможно, начала экспорта подвижного состава»,— полагает эксперт.

Вближайшее время истечет срок службы узначительного числа химических цистерн. Пооценкам компании «INFOLine-Аналитика», за2018 год ихбудет списано около3,2тыс. единиц, азакупки могут составить около2,2тыс. При этом спрос будет удовлетворяться преимущественно засчет моделей нового поколения, производство которых уже отлажено российскими вагоностроителями. Вотдаленной перспективе, через десятьлет, ихдоля вструктуре российского парка химических цистерн превысит 50%.

Крупнейшие отечественные производители уже освоили выпуск новых спецвагонов для химгрузов различной номенклатуры (вагоны «старых» разработок вРоссии практически непроизводятся). Десятки моделей сулучшенными характеристиками разработали ивыпускают нижнетагильский Уралвагонзавод, рузаевский завод «Рузхиммаш» (входит вхолдинг «РМ-Рейл»). Крупнейшими вРоссии повыпуску технически продвинутых вагонов являются тихвинские заводы «Объединенной вагонной компании» (ОВК; второй вмире производитель грузовых вагонов после китайской CRRC, объем выпуска в2017 году—19,1тыс. штук, поданным «INFOLine-Аналитики»).

Как рассказали вОВК, напроизводстве вТихвине освоен выпуск более 20моделей имодификаций цистерн иминераловозов для транспортировки различного сырья ипродукции предприятий химической отрасли. Влинейке новых продуктов ОВК могут появиться новые разработки при наличии твердого заказа состороны покупателя, например криогенная цистерна.

Обновление поэффективности

Несмотря надостаточно высокую стоимость, новые вагоны пользуются спросом ухимических компаний (см. справку).

Пословам генерального директора ПАО «Уралкалий» Дмитрия Осипова, «вектор наиспользование парка нового поколения выбран сточки зрения экономической эффективности ив связи свозможностью увеличения пропускной способности как сетиРЖД, так иподъездных путей наших рудоуправлений исобственного порта». Напрошлой неделе врамках Петербургского международного экономического форума «Уралкалий» иОВК подписали договор напоставку 500 минераловозов повышенной грузоподъемности.

Один излидеров рынка удобрений— компания «ФосАгро» (ежегодно перевозит более 20млн тгрузов спомощью 6тыс. собственных ипривлеченных вагонов) тоже использует вагоныОВК, преимущественно для перевозок апатитового концентрата иминеральных удобрений. Как рассказал заместитель гендиректора «ФосАгро» помаркетингу Сергей Пронин, «минераловозы повышенной грузоподъемности позволяют перевозить дополнительные 7тпо сравнению стиповым хоппером. Это дает возможность экономить натарифе, доля которого превышает 60% оттранспортных затрат, иснижает количество потребного парка для перевозки всех объемов грузов компании». Пооценкам специалистов «ФосАгро», использование вагонов повышенной грузоподъемности вусловиях роста ставки аренды подвижного состава усторонних операторов даст экономический эффект более 300 млнруб. вгод.

Модель оперирования собственным парком себя полностью оправдывает, говорит Игорь Чукреев, начальник транспортного управления ПАО «Метафракс» (компания является собственником около 500 железнодорожных вагонов нового поколения, что составляет треть всего парка предприятия). «Метафракс» использует специализированные вагоны восновном для перевозки метанола иформалина. Пословам Игоря Чукреева, «сегодня угрузоотправителей химической продукции нет проблем собеспечением специализированным парком: вагоностроительные компании этот сегмент закрыли почти полностью».

В«Метафраксе» подчеркивают, что трудностей собслуживанием цистерн, втом числе нового поколения,нет. «В нашей компании организован авторизованный производителем сервисный центр. Все работы вформате текущего отцепочного ремонта мыпроизводим самостоятельно. Ав части плановых ремонтов видим, что повсей стране открываются сервисные центрыОВК, сертификаты стали получать инезависимые ремонтные предприятия, так что связанных сэтим рисков вбудущем мыне ожидаем»,— рассказал Игорь Чукреев.

Цистерны тихвинского производства для транспортировки серной кислоты способны перевозить до10% больше груза посравнению собычными моделями. Как заявил гендиректор компании «Карабашмедь» Андрей Ханжин, предприятие проводит масштабную программу экологической итехнологической модернизации, втом числе реконструкцию химико-металлургического комплекса. Предприятие закупает партию таких цистерн ирассчитывает, что они позволят решить задачу сохранения качества продукции инадежности еетранспортировки.

Еще один крупный игрок химического рынка компания «Уралхим» (объем перевозок— почти 7млн тв год) транспортирует вцистернах повышенной грузоподъемности концентрированную азотную кислоту.

«Вагоны, которые мыполучили отОбъединенной вагонной компании, можно назвать технологически уникальными,— отмечает гендиректор кэптивного железнодорожного оператора «Уралхим-Транс» Всеволод Ковшов.— Они изготовлены изалюминиевого сплава, что потребовало разработки новых технологий. При этом был достигнут принципиально новый уровень безопасности, существенно выше, чем усоветского аналога, выпускавшегося еще на«Азовмаше».

Пословам Всеволода Ковшова, внедрение подвижного состава нового поколения проходит неидеально. Трудности могут возникнуть, например, при простое вагонов втекущем ремонте. «Однако если взять концентрированную азотную кислоту, тораньше ввагон загружалось 55т, асейчас— 75т, тоесть натреть больше. Экономия натарифах может перекрыть любой возникающий простой времонте»,— говорит гендиректор «Уралхим-Транса». При этом суммарную экономию наремонтах завосемь лет (таков установленный межремонтный интервал для вагона ОВК) вкомпании оценивают в135 млнруб.

Цистерны танков небоятся

Для химических предприятий железнодорожная логистика— центр концентрации затрат. Крупные химические компании приобретают вагоны всобственность лишь изопасений, что нарынке ихможет нехватить для удовлетворения потребностей производителя, итогда потери окажутся колоссальными. Впрочем, ситуация год отгода меняется: независимые операторы подвижного состава активно пополняют свой парк специализированных вагонов для перевозки кислот, полимеров идругой химической продукции. Парк танк-контейнеров, находящихся вуправлении транспортных компаний, растет еще более быстрыми темпами: в2017 году десятка крупнейших независимых операторов предложила нарынок16,5тыс. танк-контейнеров. Вцелом перевозки грузов втанк-контейнерах впрошлом году достигли4,9 млн т(рост 14% кобъемам 2016 года).

Увеличивается ичисло танк-контейнеров вуправлении самих химических предприятий, которые целенаправленно рассматривают будущие инвестиционные программы построительству специальной инфраструктуры для ихобработки. Пооценке экспертов, уконтейнеризации огромные перспективы. Следуя тренду, помимо выпуска вагонов-цистерн холдинг ОВК планирует доконца года освоить выпуск собственной контейнер-цистерны.

Нынешняя тарифная система формально стимулирует переход грузовладельцев наработу станк-контейнерами: перевозки химгрузов вцистернах традиционно относятся ктретьему тарифному классу иосуществляются железной дорогой поповышенным ставкам, атарифы наперевозки этихже грузов втанк-контейнерах приближены ктарифам более дешевого второго класса. Получается, что для грузовладельцев выгодно использовать современную технологию перевозок.

Ноне для ОАО«РЖД»— методика расчета затрат перевозчика наперемещение вагонов предусматривает, что при одном итомже весе груза перевозка более длинных вагонов обходится дороже. «Это приводит ктому, что перевозчику выгоднее перевозить одну цистерну, поскольку при перевозке сопоставимого объема груза вкомплекте танк-контейнеров наплатформе увеличивается идлина вагона, иего вес»,— поясняет эксперт комитета погрузовым перевозкам Совета потребителей повопросам деятельности ОАО«РЖД» Дмитрий Королев.

Втоже время ужелезной дороги есть экономический механизм, спомощью которого она легко может выровнять этот дисбаланс, отмечает Дмитрий Королев, имея ввиду возможность монополии предоставлять скидки наотдельные виды перевозок врамках действующего ценового коридора. «Для грузовладельцев ОАО«РЖД» может обеспечить равные затраты наперевозки как вцистернах, так ив танк-контейнерах, сучетом стоимости аренды транспортных средств»,— отмечаетон.

Однако это пока происходит крайне редко, аполучить скидку ктарифу могут только самые целеустремленные грузоотправители. Всвое время компания «Сибур-Транс» организовала перевозки бутадиена втанк-контейнерах изТобольска настанцию Придача вВоронежской области, отказавшись отперевозок цистернами. Лишь после этого РЖД вышли напереговоры скомпанией опредоставлении лучших условий для работы свагонами. Врезультате стороны достигли обоюдной выгоды, аперевозки бутадиена наэтом направлении снова стали обеспечиваться, как ипрежде, цистернами.

Новые контракты

24 мая наСанкт-Петербургском международном экономическом форуме один изведущих мировых производителей хлористого калия «Уралкалий» подписал сНПК «Объединенная вагонная компания» договор напоставку в2019 году 500 минераловозов повышенной грузоподъемности.

Одно изкрупнейших медеплавильных предприятий «Карабашмедь» (входит вРусскую медную компанию) вмае этого года объявило озакупке 50цистерн для перевозки серной кислоты производства «Тихвинхиммаша».

Компания «Уралхим» поитогам тендера, проведенного в2017 году, заключила договор сОВК напоставку 30новых цистерн для перевозки концентрированной азотной кислоты; финансирование сделки обеспечила компания «Альфа-Лизинг».

Источник