Фармрынок начал восстанавливаться после падения покупательной способности россиян. Наибольший рост демонстрируют продажи дженериков.
В2017 году жители России потратили налекарства больше, чем годом ранее. Общий объем фармацевтического рынка страны составил 1629 млрдруб., что на8% больше, чем в2016-м,— такие данные приводятся вгодовом отчете DSM Group. Объемы продаж лекарств внатуральном выражении выросли на6% исоставили6,3 млрд упаковок. Пооценке Alpharm Research & Marketing, объем российского рынка вупаковках достигает 8млрд сучетом продажи биологически активных добавок итак называемого дополнительного ассортимента аптек.
Прирост рынка внатуральном выражении— положительная тенденция, которая свидетельствует обулучшении покупательной способности, отмечают авторы доклада DSM Group: «Фактор роста цен вувеличении объема рынка практически отсутствует. Напервый план вышло повышение фактического потребления лекарственных средств, тоесть рост вупаковках».
Напомним, что два года назад основным драйвером роста фармрынка вденежном выражении была инфляция. Поданным британской Deloitte, объем рынка в2016 году увеличился на6,7% врублях, при этом внатуральном выражении оноставался науровне 2015-го, ав долларовом эквиваленте ивовсе сократился на3%.
Однако ив прошлом году речь буквально шла о«выживании его участников впосткризисных условиях». Исреди дистрибьюторов иаптечных сетей необошлось без потерь.
Вчастности, запоследние несколько лет изрейтинга фармацевтических оптовиков ис рынка ушли три заметных игрока: «Империя-Фарма», «Ориола», Alliance Healthcare. В2017 году сфинансовыми трудностями столкнулась компания РОСТА, занимавшая четвертое место поитогам 2016-го.
Посравнению с2015 годом, когда наблюдалось мощное сокращение спроса, ситуация улучшилась, говорит директор поразвитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов: «Спрос стабилизировался, более того, нарынке уже можно фиксировать первые признаки переключения спроса наболее дорогие препараты». Однако, поего словам, динамика пока скромная: «Значимого роста благосостояния населения в2017 году небыло, соответственно, никаких предпосылок для серьезного улучшения спроса тоже нет».
Неэкономят наздоровье
Нафоне снижения инфляции потребители продолжили переход надорогие лекарственные средства— от500руб. ивыше, отмечают вDSM Group: лекарства этого сегмента стали стоить на0,2% больше, продажи таких препаратов увеличились на12% встоимостном выражении ина13,4%— вупаковках. Ихдоля вобщем объеме продаж составляет менее 8%, апо выручке достигла почти 40%.
Объем продаж остальных ценовых сегментов рос более низкими темпами, впределах 3–4%. Большая часть рынка встоимостном выражении по-прежнему принадлежит лекарствам от150 до500руб. (44%), вупаковках ихдоля нарынке составляет 29%.
«Смещение спроса всторону более дорогих препаратов происходит засчет уменьшения потребления дешевых препаратов, ане засчет роста цен»,— отмечают вDSM Group.
При этом ирядовые пациенты, игосударство все чаще предпочитают оригинальным препаратам дженерики, все-таки более доступные поцене. Среднюю стоимость упаковки оригинального препарата впрошлом году эксперты оценивали в646руб. (плюс3,5% кпоказателю 2016-го), дженерика— 141руб. (плюс 4% кпоказателю 2016 года).
Впрошлом году доля оригинальных препаратов составила 36% отобщего объема рынка встоимостном выражении и12% внатуральном, что меньше, чем в2016-м. Врознице было продано на6,9% больше упаковок брендированных дженериков, анебрендированных— только на0,7% (в стоимостном выражении это 1и3% соответственно).
Ваптечных продажах в2017 году надженерики пришлось86,2% проданных упаковок, или65,4% вденежном выражении. Вденьгах розничный рынок дженериков достиг615,3 млрдруб., что на8,3% больше, чем в2016 году. Чаще всего посетители аптек покупали препараты для улучшения обмена веществ, лечения заболеваний пищеварительной, нервной исердечно-сосудистой систем. Всегменте гормональных препаратов для систематического приема оригинальных лекарств практически неосталось:99,7% гормонов (за исключением половых) — это дженерики.
Вотличие отсамих пациентов, выбирающих для себя брендированные дженерики, набюджетные средства все чаще покупают препараты подешевле, маркированные исключительно международными непатентованными наименованиями (МНН).
Соотношение оригинальных препаратов идженериков вгосзакупках— 55к45%, отмечает генеральный директор Alpharm Research & Marketing Татьяна Литвинова. Оригинальные препараты, срок патента которых еще неистек, чаще всего относятся кболее инновационным. Например, противоопухолевые лекарства последних поколений обладают доказанной эффективностью, повышают качество ипродолжительность жизни больных, отмечают вDSM Group. Препараты этой группы остаются самой финансируемой статьей программы льготного лекарственного обеспечения (ЛЛО): в2017 году наих закупку было потрачено около47,7% общего объема государственного финансирования. Средневзвешенная цена заупаковку такого препарата— около 11305руб. Затраты назакупку данных средств всравнении с2016 годом увеличились врублях на3,2%. Вупаковках закупки выросли на23,1%.
Замещения непроизошло
Большинство препаратов нанашем рынке— по-прежнему импортного происхождения, ихстоимость зависит откурса валют, что делает ихменее доступными. Средняя розничная цена упаковки импортного лекарства, поданным DSM Group, в2017 году накоммерческом рынке составила 319руб. (плюс3,4% куровню 2016 года), что более чем втрое дороже аналогичного отечественного препарата.
Вабсолютных цифрах лекарства иностранного происхождения по-прежнему занимают большую часть рынка— наних приходится 70% рынка вденежном выражении и38% упаковок, поданным DSM Group.
Увеличился импорт готовых лекарственных форм, отмечают ваналитической компании RNC Pharma: в2017 году ихпоставки выросли на9,2%, врезультате чего общий объем импорта лекарств достиг472,2 млрдруб.
Активность импортозамещающих процессов серьезно замедлилась, отмечает Николай Беспалов: стабилизировались цены наиностранную продукцию, исильные маркетинговые стратегии позволяют иностранным производителям поддерживать спрос. Поего данным, поитогам прошлого года доля отечественных лекарств нарынке вцелом составляла30,8% вденежном выражении, это всего на0,3% больше, чем годом ранее.
ВРоссии впрошлом году было произведено порядка4,5 млрд упаковок лекарственных препаратов, что всего на0,7% больше, чем в2016-м. Рублевая динамика заэтот период выглядит внушительнее (плюс6,1%), новсе-таки неидет всравнение стеми темпами развития, которые российский фармпром демонстрировал в2015–2016 годах, отмечает Николай Беспалов. Поданным RNC Pharma, отечественные фармкомпании выпустили вобращение препаратов наобщую сумму333,6 млрдруб. (в ценах отгрузки, сучетом НДС).
Отечественная фарма увеличивает свое присутствие нарынке медленно. Доля дженериковых препаратов отечественного производства, купленных ваптеках в2017 году, говорит генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк, выросла на0,8% исоставила36,5%. Онсчитает это позитивной тенденцией.
Драйвер— госзакупки
«Импортозамещение вбольшей мере работает всегменте госзакупок— плюс 2% кдоле 2016 года. Вкоммерческом сегменте доля отечественных препаратов растет более медленными темпами— плюс0,5%»,— отмечают вDSM Group.
Впрограмме ЛЛО повысокозатратным нозологиям доля отечественных препаратов внатуральном объеме выросла на3,4% относительно 2016 года исоставила28,7%. Вденежном выражении— на1,3%, до37,5%. Впрограмме ОНЛС (обеспечение необходимыми лекарственными средствами) доля препаратов российского производства составила23,2% вденьгах (плюс0,9% куровню 2016 года) иоколо47,9% вупаковках (плюс 3%).
Нодля дальнейшего роста российским производителям понадобятся новые стимулы. Вэтом году должна быть принята новая госпрограмма «Фарма 2030», ееосновная цель— поддержать отечественные фармпроизводства полного цикла (производящие нетолько готовые лекарства, нои фармацевтические субстанции). Такие поставщики могут получить до25% ценовой преференции при государственных закупках.
Объем госзакупок в2017 году составил 340 млрдруб., тоесть 65–70% рынка. Включая льготное лекарственное обеспечение федерального ирегиональных бюджетов (13,2%— Alpharm Research & Marketing; 18%— RNC Pharma), закупки медикаментов для лечебных учреждений (11,3%— Alpharm Research & Marketing; 17%— RNC Pharma) ицелевые программы (4,7%— Alpharm Research & Marketing).
Еслиже говорить отдельно озакупках лекарств для нужд лечебных учреждений, тов 2017 году наних было потрачено на17% больше, чем годом раньше (259,9 млрдруб.), что никак несказалось наобъеме поставок внатуральном выражении— было закуплено 1038 млн упаковок, примерно столькоже, что ив 2016-м. Стагнация здесь обусловлена тотальной реструктуризацией учреждений здравоохранения повсей стране, которая привела кзакрытию многих больниц ифельдшерских пунктов.