Покупатели жилья все больше обращают внимание на объекты с полным набором услуг, включая благоустроенные общественные пространства. Тренд будет определять успешность проектов в ближайшие годы, уверены крупные девелоперы.
Пока нельзя сказать, что время полуфабрикатов внедвижимости уже закончилось, норынок определенно движется вэтом направлении, говорит генеральный директор компании «Миэль-Новостройки» Наталья Шаталина. «По большому счету все опции (квартира скачественной отделкой, безопасный двор, удобная парковка, школа идетскийсад, доступность иместо для прогулок) — это абсолютно нормальные, естественные требования кжилому комплексу. Пока нарынке был представлен лишь ограниченный объем предложения, покупатели были готовы приобретать объект, который вчем-то ихне устраивал или требовал существенной доработки— как квартиры свободной планировки»,— считает эксперт.
Покупатель приобретает жилье вМоскве засолидные деньги, поэтому рассчитывает нетолько настены ипотолки, нои напространство для жизни вокруг новой квартиры. «Наш клиент ищет благоприятную общественную среду. Иэто нетолько детский сад ишкола вшаговой доступности, привычные супермаркеты или кафе. Сегодня любой жилой проект немыслим без полноценного парка или хотябы зеленой зоны»,— констатирует заместитель гендиректора ПАО «Группа ЛСР» Иван Романов.
«Сейчас покупатель ориентирован напокупку жилья смаксимально возможным набором удобств, иэта тенденция прослеживается вовсех классах. Рынок стал совершенствоваться, впроекты комфорт-класса стали добавляться опции, которые раньше можно было встретить только вбизнес-классе,— выбор отделки, огороженная безопасная территория, входные группы сконсьержными иколясочными помещениями илобби, большой выбор планировок, квартиры свысокими потолками ипанорамными окнами, квартиры сдвумя санузлами, санузлы сокном ит.д.»,— говорит председатель совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.
Поее словам, все это поумолчанию стало комплектоваться собственной инфраструктурой— детскими садами, школами, торговыми помещениями напервых этажах, спортплощадками, зонами workout ит.п. Вчастности, покупатель высокобюджетного жилья стал постепенно отказываться иот лишних метров (благодаря чему площади квартир стали сокращаться), иот идеи делать ремонт своими силами. Теперь квартиры сотделкой (а иногда даже смебелью) можно найти ив бизнес-классе, ив элитном сегменте жилой недвижимости.
Как уних
Тренд изначально имеет зарубежное происхождение, иэтому нестоит удивляться. «На таких премиальных рынках,как, например, Лондон, Нью-Йорк, Майами, элитные жилые комплексы обычно имеют достаточно внушительный набор сервисов иинфраструктуры— это обязательный консьерж-сервис, подземный паркинг, охрана, атакже часто бассейн,spa, кинозал, переговорные комнаты, услуга валет-паркинга»,— объясняет директор департамента зарубежной недвижимости Savills вРоссии Юлия Овчинникова.
Внекоторых комплексах встречаются идостаточно редкие дополнительные опции— например, гольф-симулятор, профессиональная кухня изал для приемов, где жители могут проводить приватные мероприятия. Почти вовсех комплексах премиум-класса также есть тренажерный зал иблагоустроенная территория— внутренний двор, причем иногда общественные зоны открыты идля внешних посетителей, добавляет Овчинникова.
Характерный пример: влондонском комплексе Chelsea Barracks территория застройки занимает5,2га, изних 2гаотведено под ландшафтное озеленение внутри комплекса— скверы исады; эти скверы неогорожены, здесь удачно сочетаются концепция городского квартала, открытого для всех желающих, иприватность жилой зоны. Однако вздания, натерриторию паркинга ив прочие приватные зоны могут попасть только жители иих гости, уточняет эксперт.
Британские девелоперы действительно уделяют особое внимание обустройству общественных пространств, подтверждает Иван Романов: «В первую очередь это внутридомовые общественные пространства, специально созданные для коворкинга, организации вечеринок, общения соседей или иного совместного времяпрепровождения жителей дома. Наэто уходит до15% общей площади дома, что немало».
ВСША привычный нам многоквартирный жилой комплекс называется кондоминиум, напоминает Ирина Доброхотова. Приобретая квартиру втаком комплексе, покупатель получает исчерпывающую информацию, втом числе оботделке стен иотом, изкаких материалов сделаны напольные покрытия. Площади комнат указывают непросто числом (например, 20кв. м), аобозначают соотношения сторон (скажем, комната 11х10 м), что позволяет понимать, квадратное помещение или вытянутое. «Обязательно при продаже жилья указывают, какие пососедству есть школы, это один изважнейших критериев. Такие опции, как бассейн натерритории иландшафтный дизайн, можно встретить даже нев премиум-классе, ав комплексах среднего уровня»,— добавляет эксперт.
Еще одна тенденция последних лет— предоставлять жильцам непросто сервис, асоздавать брендированные проекты, которые представляют собой комплексы под управление мировых отельных сетей высокого класса. «Такие проекты появляются вомногих странах, как вгородах, так ив курортных зонах»,— рассказывает Овчинникова. Например, вЛондоне уже прочно завоевал популярность иимидж одного излучших вмире брендированных комплексов проект One Hyde Park суслугами ототеля Mandarin Oriental.
Появляются встолице Туманного Альбиона идругие новые проекты: второй комплекс под управлением Mandarin Oriental врайоне Mayfair— Hanover Bond; 20Grosvenor Square под управлением Four Seasons идр.
Вближайшие несколько лет глобальный рынок брендированных резиденций будет активно расти, впервую очередь засчет выхода проектов нетолько под брендами, которые уже имеют опыт управления отелями или жилыми комплексами, нои усилиями новых игроков.Так, медиахолдинг Condé Nast анонсировал свои планы выйти всектор брендированных резиденций. «Пока компания наиболее известна больше вмировом издательском бизнесе благодаря портфелю известных журналов. Нов 2003 году Condé Nast расширила бизнес, начав три проекта всфере hospitality: были созданы бренды Vogue Cafés иGQ Bars»,— рассказывает Юлия Овчинникова. Таким образом, поее словам, брендированные резиденции стали для медиа-марки естественным продолжением развития взаданном направлении.
Благодатная почва
Постепенно новая тенденция добралась идо России. «Приобретение квартиры впроекте сформатом «все включено»— мечта любого клиента.Но, ксожалению, вреальности даже самые дорогие проекты порой немогут похвастаться полным набором желаемых характеристик: или окружение подведет, или отсутствие впешей доступности транспорта икачественной инфраструктуры»,— говорит директор департамента проектного консалтинга Est-a-Tet Роман Родионцев.
Однако первые подобные примеры уже есть.
«Концепция всех наших проектов строится натом, что каждый квадратный метр мыпродаем сзаложенными внего дополнительными бонусами. Вжилых комплексах «Группы ЛСР» есть все для комфортной жизни: здесь можно нетолько жить, нои учиться, работать, отдыхать, проводить время ссемьей, заниматься спортом. Унас есть детские сады ишколы, офисы иарт-пространства, парки инабережные»,— говорит Иван Романов. Поего словам, начиная разрабатывать парк «Тюфелева роща» впроекте ЗИЛАРТ, девелопер стал первооткрывателем— ниу кого нароссийском рынке натот момент небыло ничего похожего. «А сегодня, наоборот, ненайдется ниодного проекта, который негордилсябы парком хотябы в500кв. м, считая это конкурентным преимуществом. Эту моду сформировалимы, предложив подобное решение рынку инайдя живой отклик упокупателей»,— уточняет Романов.
Пословам Романа Родионцева, недавно вышел всвет свод принципов комплексного развития городских территорий, подготовленныйДом.РФ иКБ «Стрелка». Документ предназначен для повышения качества будущих проектов. «Возможно, что вближайшем будущем данный стандарт проектирования будет транслирован навсе проекты как некий минимальный порог качественной проработки новостроек»,— считает эксперт.
Автор:
Алексей Лоссан.