На фоне проседания крупных корпоративных сегментов лизинга — авиа- и железнодорожного транспорта розничный бизнес растет главным образом за счет автолизинга.
Поитогам девяти месяцев текущего года объем нового бизнеса нароссийском рынке лизинга сократился на5% посравнению саналогичным периодом 2019-го исоставил 980 млрдруб., приводятся промежуточные итоги вматериалах агентства «Эксперт РА».
Допандемии российский рынок лизинга, поданным Национального рейтингового агентства (НРА), входил в15 крупнейших мировых рынков собъемом $20,6 млрд итемпами роста20,7% (по итогам 2018 года), хотя его доля вВВП оставалась ниже, чем средний показатель крупнейших мировых рынков (США, Китая, Великобритании, Германии идругих развитых стран),—1,24 против2,24% соответственно.
Содной стороны, уроссийского рынка есть потенциал для роста. Сдругой— реализоваться онможет только вслучае стабилизации экономической ситуации, отмечают авторы июльского аналитического обзораНРА.
Взлеты ипадения
Крупные сегменты лизингового рынка начали сжиматься еще впрошлом году, иэто стало сдерживающим фактором: рост нового бизнеса в2019 году составил 11% ибыл минимальным с2016 года (33%).
Вцелом объемы нового бизнеса крупных корпоративных сегментов— авиа- ижелезнодорожного транспорта— порезультатам девяти месяцев 2020 года сократились на25 и30% соответственно (данные «Эксперт РА»).
Авиа— ижелезнодорожный транспорт— самые капиталоемкие направления для рынка, говорит генеральный директор группы компаний «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин. Поего словам, стагнация железнодорожной отрасли (из-за падения ставок ироста профицита некоторых видов вагонов) заставила компанию диверсифицировать портфель иначать сокращать в2019 году долю сделок полизингу вагонов.
Доля железнодорожного сегмента влизинге сократилась с26% в2018-м до16,8% в2019 году. Поитогам первой половины 2020-го, согласно данным «Эксперт РА», она составила16,6%.
Из-за сокращения сделок поприобретению самолетов российского производства доля авиационного сектора постоимости имущества вновом бизнесе поитогам прошлого года вцелом снизилась до5,4 с12,6% в2018 году (данные «Эксперт РА»).
Пандемия усугубила ситуацию. ВРоссии перевозки поитогам года сократятся более чем вдва раза, считают эксперты Международного транспортного форума ОЭСР. Потери российских транспортных компаний составят 230 млрдруб.; авиаперевозчики, вчастности, потеряют до30% годовой выручки, отмечается ваналитическом обзоре InfraOne. Сокращение пассажирских перевозок привело кросту убытков авиакомпаний изамораживанию планов понаращиванию иобновлению воздушного парка, отмечают всвоих материалах аналитики «Эксперт РА».
Лизинг морских иречных судов тоже относится кнаиболее пострадавшим отпандемии сегментов: новый бизнес в2020-м сократился на67%.
Шоковый период
Несмотря наотрицательные темпы роста нового бизнеса, объем лизингового портфеля задевять месяцев 2020-го вырос на6% идостиг5,1 трлнруб. Это результат переоценки валютных договоров из-за ослабления курса рубля ироста объема реструктуризаций ипроблемных активов, отмечают аналитики «Эксперт РА».
Однако просрочка изапросы нареструктуризацию характерны восновном для розничного сегмента, говорят эксперты. «Малые исредние предприниматели приняли насебя основной удар последствий ввода ограничений из-за распространения COVID-19»,— говорит Максим Калинкин.
Вактивную фазу пандемии просрочка впортфеле розничных клиентов выросла почти до30%, отмечает управляющий директор ГК«Альфа-Лизинг» Ольга Гришина. Нопо большинству таких договоров была одобрена реструктуризация или кредитные каникулы, уточняетона. Например, зареструктуризацией сделок обратилось 25% клиентов портфеля автолизинга. Нотолько 15% воспользовались возможностью снижения нагрузки, говорят в«Альфа-Лизинге»: «У кого-то улучшилась ситуация вбизнесе, кто-то понял, что вытянет без пересмотра графика».
Вкрупном корпоративном сегменте у«Газпромбанк Лизинг», пословам Максима Калинкина, просроченная задолженность задесять месяцев 2020 года составила всего0,01%, асделки пореструктуризации были единичны.
Рост нарознице
Именно розничный бизнес участники рынка сегодня называют драйвером рынка. Втретьем квартале, согласно последнему отчету рейтингового агентства «Эксперт РА», отложенный спрос имеры господдержки способствовали росту нового бизнеса на70% (в 2019-м— рост на41%). Автолизинг задевять месяцев года вырос на9%, что привело иувеличило доли этого сегмента нарынке с38 до43%. Вцелом объем нового бизнеса врозничном сегменте вырос на13%, до708 млрдруб.
Вчастности, объем нового бизнеса компании «Газпромбанк Лизинг» запоследние девять месяцев вырос на31% посравнению саналогичным периодом прошлого года идостиг57,6 млрдруб. Наибольшую долю составил легковой транспорт (38%), грузовой транспорт (17%), воздушные суда (11%) истроительно-дорожная техника (7%). Наращивание присутствия всегменте автолизинга стало драйвером роста группы, говорят вкомпании. Новый бизнес «Газпромбанк Автолизинга» вырос на160%, авходящей вгруппу компании Carcade— на136%. Причиной роста объемов автолизинга как погруппе, так ив целом порынку стала реализация отложенного спроса наавтомобили втретьем квартале, говорит Максим Калинкин.
Втечение нескольких недель вначале года дилеры вообще неработали, многие предприниматели предпочли повременить сприобретением техники, напоминает Ольга Гришина. Нов третьем квартале накопленный спрос наряду соспадом производства привел даже кдефициту техники, объясняетона. Продажи грузового транспорта вкомпании, например, втретьем квартале выросли на83% посравнению совторым. Поитогам девяти месяцев рост составил 24%, говорят вГК «Альфа-Лизинг».
Лизингодатели заинтересованы вфинансировании каршеринга иразвитии продуктов для таксопарков вавтолизинге, отмечает Ольга Гришина. Почти 100% автомобилей каршеринговых операторов взяты влизинг, говорит Максим Калинкин: «Но рынок доконца ненасыщен, есть перспективы для наращивания парков ирасширения географии сервиса».
Автолизинг вцелом хорошо показал себя впандемию иостался одним изсамых стабильных секторов, говорит генеральный директор компании «Сбербанк Лизинг» Вячеслав Спиров. Поего словам, вбудущем году уверенно будет себя чувствовать сегмент сельхозтехники: «Сельское хозяйство кризисные явления затронули вменьшей степени, иотрасль продолжит свое поступательное развитие».
Вближайшие три—пять лет продолжат развиваться сегменты строительной идорожно-строительной техники, рассказали впресс-службе Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Цифровизация предприятий иудаленный режим работы увеличивают спрос нателекоммуникационное иИТ-оборудование иделает телекоммуникационный сектор одним изнаиболее перспективных, обращают внимание вкомпании.
Господдержка
Обновление парков региональных авиакомпаний ипоставки новых отечественных водных судов осуществляются вомногом благодаря господдержке, отмечают вГТЛК. Втретьем квартале компания заключила несколько крупных сделок всфере водного, железнодорожного иавиатранспорта, обеспечив четверть общего роста рынка лизинга. Существенный объем нового бизнеса пришелся, вчастности, нареализацию программ лизинга Sukhoi Superjet100, отечественных вертолетов иобновление парков городского пассажирского транспорта. Общий объем нового бизнеса ГТЛК поитогам периода сянваря посентябрь 2020-го вырос на31% посравнению саналогичным периодом прошлого года.
Развитие лизинга городского транспорта станет еще одним драйвером рынка вближайшей перспективе, считает Максим Калинкин: «Минэкономразвития РФобсуждает вопросы обновления парков наземного транспорта иинфраструктуры электротранспорта. Вперспективе это направление может потеснить другие капиталоемкие сегменты рынка лизинга».
Программы господдержки сыграют стимулирующую роль ив автолизинге, полагают эксперты. Виюле 2020 года правительство РФзапустило программу «Доступная аренда», врамках которой лизинговым компаниям компенсируется скидка до25% наприобретение операторами каршеринга автомобильной техники воперационный лизинг. Спрос насубсидию уже превышает выделенные лимиты, отмечает Ольга Гришина. Участники рынка рассчитывают, что стагнация незатянется надолго иуже в2021 году начнут расти икрупные корпоративные сегменты лизинга.
Автор:
Ольга Копытина.