23, Июль 2016

Малый бизнес научился жить в условиях спада экономики

Настроения малого бизнеса в последние полгода улучшились: компании научились жить в новых условиях, утверждает Альфа-банк. При этом 80% предпринимателей считают, что ситуация в стране тормозит развитие бизнеса

Малый бизнес научился жить в новых условиях и ждет восстановления рынка, говорится в июньском исследовании Альфа-банка «Пульс малого бизнеса» (проводится раз в полгода). Хотя негативные оценки по-прежнему преобладают над позитивными, дно кризиса с точки зрения предпринимателей было пройдено в конце 2015 года, свидетельствует опубликованный сегодня Альфа-банком индекс настроений малого бизнеса.

Схожую картину показывает индекс бизнес-настроений малых и средних предприятий, рассчитываемый «Опорой России». По их данным (.pdf), во втором квартале этого года настроения малого бизнеса улучшились, хотя сегмент еще не вышел на траекторию роста, а лишь замедлил темпы падения деловой активности.

Альфа-банк для исследования опросил 2554 своих клиента — юридические лица и ИП с выручкой до 350 млн руб. в год. В исследовании рассчитывается индекс настроений малого бизнеса, исходя из восприятия предпринимателями текущей экономической ситуации, оценки текущего положения дел в компании и прогнозов на ближайшие полгода.

Индекс настроений малого бизнеса, по расчетам Альфа-банка, вырос по сравнению с ноябрем 2015 года на 14 пунктов, с показателя –38 до –24, и почти вернулся на уровень годовой давности (–25). Отрицательное значение индекса говорит о том, что среди предпринимателей преобладают негативные настроения, но по сравнению с осенью прошлого года баланс улучшился. Свое текущее положение предприниматели оценивают хорошо: стало больше компаний, отметивших рост прибыли и количества клиентов и планирующих увеличение числа сотрудников, пишет Альфа-банк. Это согласуется с общим улучшением экономической ситуации в стране на эффекте низкой базы: потребительские настроения россиян улучшились, перестала падать промышленность, зарплаты снова растут, а рубль крепнет.

«В четвертом квартале прошлого года было самое сильное падение деловой активности, то есть по сравнению с четвертым кварталом прошлого года все текущие показатели выглядят лучше», — рассуждает президент «Опоры России» (организация представляет интересы малого бизнеса) Александр Калинин.

Фотогалерея
«Никаких разворотов не нужно»: эксперты и чиновники — о новой экономике

Власти готовят новую стратегию развития, которой занимается экономический совет при президенте и будет заниматься новый совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам. О…

Показать 7 фотографий

Оценка малым бизнесом текущей экономической ситуации как по стране в целом, так и по отраслям стала более позитивной, но пессимистов все еще гораздо больше, чем оптимистов. 81% малых предприятий считает, что экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса, и только 14% говорит, что способствует. За последние полгода у компаний упали прибыль (об этом сообщили 54% опрошенных) и выручка (50%), а выросли эти показатели только у 15 и 20% предприятий, соответственно.

Исследование зафиксировало больше компаний, планирующих увеличение оборотов и выход на новые рынки: их доля за полгода выросла с 42 до 46% опрошенных, отмечает руководитель блока массового бизнеса Альфа-банка Денис Осин. «Вместе с тем малый бизнес продолжает фокусироваться на работе с издержками и прибылью», — говорит он.

В отраслевом разрезе самые оптимистичные настроения у IT-компаний, а также в сфере производства и бизнес-услуг, а самые низкие показатели индекса настроений — у строительных компаний и грузоперевозчиков. В период экономического спада в первую очередь страдают инвестиционные отрасли, такие как строительство, станкостроение, продажи автомобилей, говорит Александр Калинин из «Опоры». «Действительно, наиболее тяжелая ситуация у нас была в стройке, в прошлом году было заложено на 20% меньше новых домов. Но сейчас там тоже наметились продажи», — говорит он. Негативные настроения в грузоперевозках Калинин также связывает со снижением инвестиционной активности, что привело к падению числа заказов на грузоперевозки.

Политика импортозамещения дает первые результаты: почти треть клиентов перешли на отечественные аналоги или сами стали производить необходимые составляющие, свидетельствуют данные опроса. При этом треть предпринимателей (32%) заметили негативное влияние западных санкций на свой бизнес, половина опрошенных (54%) считает, что санкции на них не повлияли, а 6% бизнесменов отметили положительное действие санкций. От санкций пострадали предприятия розничной торговли, строительной сферы и сферы грузоперевозок. Отрицательное влияние, по мнению опрошенных, выразилось в снижении спроса (34%) и росте затрат (23%).

Основной проблемой для бизнеса половина респондентов в исследовании Альфа-банка считает снижение спроса, более трети указывают на высокие налоги. 40% предпринимателей жалуются на недостаток финансовых средств для развития. А по данным индекса «Опоры России», кредиты берут очень малое количество предпринимателей: лишь 8% опрошенных сообщили, что оформили кредит во втором квартале 2016 года. 

Источник