Лизинг стимулирует рынок легковых автомобилей — финансовыми схемами активно пользуются корпоративные клиенты. Частным покупателям еще предстоит оценить преимущества приобретения автомобиля в долгосрочную аренду.
Российский рынок легковых автомобилей восьмой месяц подряд демонстрирует положительную динамику— впервые сдокризисного 2012 года. Поданным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), сянваря пооктябрь было реализовано почти1,3 млн автомобилей, что на11% больше, чем затотже период годом ранее.
Одновременно сразу несколько производителей приняли решение оборганизации местного производства или увеличении существующих мощностей.Так, Mitsubishi организует насвоем российском заводе выпуск новой модели, Volkswagen иFord Sollers занимаются локализацией сборки двигателей, остроительстве завода попроизводству легковых автомобилей объявил Mercedes-Benz. Все это свидетельствует обактивном восстановлении рынка.
Помимо общего укрепления экономической ситуации росту продаж способствует отложенный спрос, удешевление кредитов иразвитие новых форм финансирования, самой перспективной изкоторых является лизинг.
Корпоративный спрос
Поданным RAEX («Эксперт РА»), объем лизинга легковых автомобилей поитогам первого полугодия составил 86млрд против 55млрдруб. зааналогичный период 2016-го. Аналитики лидера рынка— лизинговой компании «Европлан» оценили объем нового бизнеса нарынке легковых автомобилей впервом полугодии в13,2 млрдруб., что составляет больше половины общего объема компании. При этом рост каналогичному периоду 2016 года для компании составил 80%.
Предприниматели все чаще обращают внимание нализинг как способ приобретения транспорта, говорит гендиректор «Европлана» Александр Михайлов. Если в2014 году доля лизинга впродажах легковых автомобилей вРоссии составляла5,1%, топо итогам 2016-го она достигла8,1%, ав первом полугодии 2017-го— уже8,5%. При этом вразвитых странах, напоминает эксперт, этот показатель часто превышает 30%.
«Все большее количество производителей анонсируют лизинговые программы как набазе кэптивных банков, так ипри участии внешних партнеров, причем нескольких. Набор предлагаемых лизинговых продуктов ипрограмм расширяется, они становятся гибче ипредлагают все больше возможностей»,— отмечает руководитель отдела корпоративных продаж компании «Авилон BMW» Надежда Фролова. Для корпоративного бизнеса, говоритона, лизинг давно является традиционной схемой владения автопарком, поскольку позволяет без значительных первоначальных затрат приобретать дорогостоящее имущество.
Вразвитии лизинга заинтересованы ипроизводители, ипродавцы, поскольку эта схема позволяет привязать клиента надолгие годы, напоминает заместитель директора ООО«Европейская юридическая служба» Александр Куликов. «Кооперация лизинговой компании, производителя идилера выстраивает долгосрочные отношения склиентом. Если программа правильно подобрана, через два—три года онполучит новый автомобиль ивозобновит программу стемиже партнерами»,— объясняет эксперт.
Выигрывает ипокупатель, говорит аналитик RAEX Павел Жолобов: «Лизингодатели заключают совместные программы спроизводителями, иавтомобили потаким программам являются более выгодными». Специалист добавляет, что производители автотехники часто реализуют машины через собственные лизинговые компании, накоторые порой может приходиться 30–40% всех автопродаж.
Росту интереса клизинговым схемам способствовали госпрограммы, врамках которых покупатели получают прямую субсидию напокупку. Всовокупности сдругими схемами финансирования это делает автомобили еще более доступными, напоминает Александр Михайлов. Многие спецпредложения лизинговых компаний основаны наскидке отпоставщика автомобиля. Кэтой скидке прибавится субсидия аванса. Государство через лизинговые компании компенсирует покупателям автомобилей часть расходов— 10% отсуммы транспортного средства. Врезультате снижаются объемы ежемесячных платежей для потребителя. «Общая скидка нанекоторые автомобили может составить более 20% отстоимости машины— это огромная сумма»,— говорит Александр Михайлов. При этом лизинг несоздает домохозяйствам банковский долг. Эксперты уверены: вперспективе лизинг может стать привычной формой покупки автомобилей нетолько для организаций, нои для частныхлиц.
Частное уклонение
Однако пока контракты напокупку легковых машин влизинг заключают восновном корпоративные клиенты, таксопарки икомпании, предоставляющие услуги аренды. Население такой схемы все еще опасается, предпочитая более традиционный кредит. Формально лизинг для физлиц вРоссии существует с2011 года, когда были сняты законодательные ограничения наэтот вид деятельности. Первые игроки здесь появились вконце 2013 года, норезультаты пока скромны.Так, доля розничных лизинговых сделок вобщем обороте дилерской компании «Рольф» в2015 году непревышала0,3%. Всерьез интересоваться лизингом физлица начали вмомент кризиса, когда кредиты заметно подорожали иежемесячные платежи стали обременительными.
Вусловиях роста цен наавтомобили потребители вРоссии начали интересоваться уже нестоимостью продукта, аобъемом ежемесячных платежей, подтверждает гендиректор компании «Контрол лизинг» Дмитрий Тимофеев. «Автолизинг— хорошо известный финансовый инструмент вСША иЕвропе, где наего долю приходится до40% всего объема продаж новых автомобилей. НаЗападе уже выросло несколько поколений потребителей, которые незнают, сколько стоит ихавтомобиль, азнают только сумму ежемесячного платежа полизинговому контракту»,— говорит эксперт.
Лизинговые компании рассчитывали впервую очередь напотребителя сегмента машин бизнес-класса, нос такими запросами стал обращаться исредний класс. Дмитрий Тимофеев уверен, что лизинг ив России может стать новой философией владения автомобилем для частных клиентов: «В развитых странах кмашине относятся как кпотребительскому предмету, ау нас еесчитают активом, вложением исредством самовыражения. Лизинг как выгодная финансовая схема должен изменить отношение кавтомобилю».
Однако пока частников отталкивают лимиты нагодовой пробег, ограничения потерритории использования лизинговых машин, атакже постоянно работающие системы GPS-мониторинга. Лизингодатель может нетолько отслеживать все перемещения автомобиля, нои дистанционно блокировать двигатель, если клиент нарушает правила договора. Фактически для потребителя такая машина является арендной, ане собственной. Именно поэтому, говорит Надежда Фролова, лизинг для физических лиц нетак востребован, как традиционный кредит. «Людям тяжело осознавать, чтоони, приобретая автомобиль влизинг, нестановятся его собственниками вотличие откредитной схемы покупки»,— соглашается Александр Куликов.
Резкого скачка интереса клизингу легковых автомобилей состороны частных клиентов эксперты рынка вближайшее время неждут. «Ключевым препятствием выступает низкий уровень финансовой грамотности населения инедостаточное понимание механизма лизинга, что вызывает скепсис урядовых граждан»,— подтверждает Павел Жолобов.
Вотношении корпоративных продаж эксперты более оптимистичны. «Популярность лизинга как способа приобретения автомобиля, авслед заней испрос науслуги проверенных лизингодателей будут расти»,— утверждает Александр Михайлов. Помнению Александра Куликова, доля лизинговых сделок всегменте легковых автомобилей вближайшие три-четыре года достигнет 35–40%.