Последние несколько лет российские металлурги переживали нелегкие времена, однако в2017-м году ситуация выглядит обнадеживающей. Отом, что крупнейшие производители готовы противопоставить рыночной волатильности, РБК+ рассказал вице-президент компании «Евраз» попродажам илогистике Илья Широкоброд.
— Как выоцениваете ситуацию нарынке: закончилсяли наконец кризис перепроизводства вметаллургии?
— Основным драйвером металлургии является КНР— крупнейший производитель стали вмире. Развивая инфраструктуру иувеличивая инвестиции восновной капитал, именно Китай долгое время обеспечивал высокий спрос наметалл. Потом рост китайской экономики замедлился, ипоявился дисбаланс между внутренним спросом иобъемами производства стали встране. Врезультате довольно много металла стало экспортироваться изКНР навнешние рынки, что повлияло наснижение мировыхцен.
Нафоне антидемпинговых расследований вотношении китайских сталелитейных компаний изначительного ухудшения экологической обстановки вПоднебесной приняли решение сократить производственные мощности. Витоге в2016 году объем производства стали вКитае снизился на65 млнт, в2017-м ожидается снижение еще на50 млнт. Одновременно встране началась борьба снелегальными производителями стали, что привело ксокращению объемов еще на100 млнт. Экспорт металла изКитая упал на30%, мировые цены снова начали расти, поэтому текущий год стал более успешным для мировой металлургии, чем предыдущий.
Однако мысчитаем, что волатильность цен наметаллургическую продукцию сохранится, как сохранится идисбаланс между производством стали иее потреблением.Так, вРоссии возможности повыпуску стали превышают потребности рынка, понекоторым продуктам— вдва раза.
— Означаетли дисбаланс нароссийском рынке, что уметаллургических компаний появляется больше возможностей для экспорта своей продукции?
— Действительно, российская металлургия взначительной степени ориентирована назарубежные продажи иявляется конкурентоспособной намировом рынке.
«Евраз», обладая собственным сырьем— углем ирудой, может контролировать себестоимость повсей производственной цепочке, что делает нас одним изсамых низкозатратных производителей стали вмире. Благодаря эффективному сотрудничеству сРЖД ипортами мыуспешно наладили логистику поставок своей продукции. Поэтому мывсегда были иостаемся конкурентоспособными намировых рынках ипо полуфабрикатам, ипо конечным продуктам: рельсам, балке, колесам идр. Мыпоставляем свою продукцию повсему миру, включаяСША, страны Европы, Латинской Америки, Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона идругие регионы.
— Впрошлом году политика ориентированности наклиентов принесла вашей компании $169млн. Засчет чего удалось добиться такого результата?
— Мыпостоянно улучшаем свою эффективность, втом числе засчет внедрения новых инициатив поработе склиентами, улучшения качества клиентского сервиса, расширения портфеля продуктов. В2015 году эта работа принесла нам около $53млн, в2016-м— уже $169млн.
Например, мыактивно развиваем портфель рельсовых профилей для нашего крупнейшего партнера— РЖД изарубежных покупателей. Впрошлом году мыпродали на100тыс. трельсов российского производства больше, чем в2015-м. Мызапускаем впроизводство новые профили балки— сегодня у«Евраза» около 300 балочных профилей, которые мыактивно продвигаем: объясняем строительным организациям преимущества балки посравнению сосварными заменителями ижелезобетоном, организуем сервистак, чтобы потребителям было выгодно работать снашим продуктом.
Главное— понимать клиента иего потребности. Вновь вкачестве примера приведу нашу работу сРЖД попоставкам рельсов. Мытщательно изучаем потребностиРЖД, связанные сактуальными задачами железнодорожного транспорта— увеличением скоростей, повышением нагрузки наось идр.Так, выяснив заинтересованность РЖД врельсах для сложных условий эксплуатации, втом числе для участков скрутыми кривыми, мыразработали рельс нового поколения, который гораздо лучше справляется сповышенными нагрузками. Попредварительным расчетам Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта, износостойкость нового рельса будет на20–25% выше, чем у«предшественника».
Неменее кропотливо мыработаем сдругими нашими «рельсовыми» клиентами: железными дорогами стран СНГ идальнего зарубежья, включая страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки.
— Насколько приходится адаптировать рельсовую продукцию под нужды конкретных заказчиков?
— Существуют стандарты иквалификационные требования, насоответствие которым нашу продукцию обязательно проверяют. Например, уDeutsche Bahn есть своя система квалификации исертификации, которую нужно пройти, чтобы поставлять рельсы этой компании. Поставкам вРЖД предшествует процедура сертификации ипроведение нагрузочных испытаний наполигоне вЩербинке, где рельсы укладывают вспециальное испытательное кольцо, покоторому затем перевозят миллионы тонн грузов. ВГермании другая система: рельсы укладываются вреальную дорогу, азатем поней нужно перевезти до20 млн тгрузов,— только после этого выполучите право поставлять свою продукцию.
— Впоследнее время эксперты предлагают реорганизовать систему дистрибуции металлургической продукции. Как выотноситесь кэтой идее?
— Мыпостроили эффективную систему дистрибуции, которая использует разные каналы продаж: оптовые продажи через торговую компанию «ЕвразХолдинг», розничные через крупнейшую вСНГ сеть компании «ЕвразМеталл Инпром», атакже экспорт через компанию East MetalsAG. Взависимости отконъюнктуры рынка мыбалансируем между разными каналами. Скажем, чтобы успешно продвигать балку, нужно наладить систему продаж, удобную как для различных сетей, так идля конечных потребителей. Унас действует специальная программа с«ЕвразНижнетагильским меткомбинатом» — производителем балки, врамках которой любую балку можно заказать иполучить втечение 30дней, независимо отпрофиля. Мытакже создали специальное подразделение прямых проектных продаж, которое работает напрямую сдевелоперами, проектными институтами ит.д.
— Сегодня вашу компанию называют одним избенефициаров инициативы «Один пояс— один путь». Согласныли выс такой оценкой?
— Этот проект преждевременно анализировать, потому что пока неизвестно, изкаких инфраструктурных подпроектов онбудет состоять. Однако фундаментально мырасполагаем очень хорошими возможностями для участия внем. Во-первых, мыпроизводим металлопрокат именно для инфраструктурных проектов, во-вторых, основные производственные мощности «Евраза» находятся вСибири ина Урале, что удобно сточки зрения логистики. Мыуспешно конкурируем сметаллургами повсему миру исчитаем, что готовы претендовать научастие вэтой инициативе.