Запуск полноценной «Додо Пиццы» потребует серьезных денег — около 10 млн руб. Зато почти все опрошенные РБК франчайзи работают с прибылью, а многие уже окупили свои вложения.
Свою первую пиццерию основатель «Додо Пиццы» Федор Овчинников открыл в родном Сыктывкаре в 2011 году, после того как разорилась сеть книжных магазинов «Сила ума», которой он владел. Чтобы выделиться на фоне конкурентов, предприниматель ввел правило доставки «60 минут или пицца бесплатно» и завел блог, в котором описывал развитие компании, ежедневно публиковал данные о выручке и расходах. Маркетинговый ход сработал, пиццерия быстро стала успешной на локальном рынке: безубыточности удалось достигнуть за два месяца, а инвестиции в 1,5 млн руб. окупились за год.
Пицца с IT-начинкой
Неудача в книжном деле заставила Овчинникова по-новому взглянуть на построение бизнес-процессов. Сеть пиццерий он решил строить на базе IT-системы, которая должна автоматизировать управление и помочь сэкономить на издержках. Инновационная пиццерия привлекла внимание предпринимателей со всей страны. Овчинникову стали поступать запросы на открытие пиццерий по франшизе. «Мы не были готовы к полноценному франчайзингу, поэтому просто пригласили всех желающих в Сыктывкар — приехать, посмотреть, научиться чему-то», — вспоминает предприниматель в интервью РБК. Так открылись десять точек (еще не под брендом «Додо»). С первых партнеров не брали паушального взноса и роялти. «К 2013 году мы отладили все процессы и с чистой совестью запустили коммерческий франчайзинг», — вспоминает Овчинников. Сейчас сеть «Додо Пицца» состоит из 70 заведений.
Франчайзи подключаются к системе «Додо ИС», которая позволяет контролировать все процессы в торговом зале и на кухне пиццерии. С ее помощью можно отслеживать скорость приготовления пиццы — каждое свое действие персонал регистрирует в гаджетах; качество работы курьерской службы — клиент в мобильном приложении может указать, что ему при доставке, например, забыли пожелать приятного аппетита; сравнивать выручку пиццерии с показателями других франчайзи или своими же результатами недельной давности — кассовые аппараты подключены к системе и автоматически передают информацию о денежном потоке. На каждой кухне установлены видеокамеры, которые в реальном времени транслируют изображение на общий сайт компании: так можно проследить, как готовится именно ваша пицца. «Мы считаем себя наполовину IT-компанией, — заявляет Овчинников. — «Додо ИС» — это наше ядро, по сути, самое ценное, что мы предлагаем франчайзи».
С новыми партнерами заключается бессрочный договор коммерческой концессии от имени ООО «Пицца Венчур». Паушальный взнос составляет 350 тыс. руб., роялти в первый год работы — 3,5%, начиная со второго — 5%. Но расчеты РБК показывают, что де-факто этот платеж выходит больше. Дело в том, что, по данным Овчинникова, 60% заказов идет через интернет, а 40% — по телефону единого call-центра в Сыктывкаре, откуда с помощью IT-системы они распределяются по городам. И франчайзи платят по 40 руб. за каждый телефонный заказ (по интернету — бесплатно). Средний чек сети составляет порядка 500 руб. Если исходить из того, что на доставку приходится треть выручки, а на ресторан две трети, получается что комиссия за телефонный заказ отбирает порядка 1% всей выручки.
Будущий партнер компании должен зарегистрировать ИП или ООО (обязательно новое) и пройти 22-дневное обучение в Сыктывкаре. Это обязательное условие стало естественным фильтром при отборе франчайзи — только 30–35% претендентов в итоге открывают пиццерию. «Сначала мы проводили собеседования с претендентами, но этот метод очень субъективен — энтузиасты с горящими глазами после первых трудностей опускали руки, а те, кто не умел себя презентовать, оказывались самыми целеустремленными и упертыми», — объясняет Овчинников. Дорогу до Сыктывкара и проживание (Овчинников открыл специальный хостел для франчайзи) предприниматели оплачивают самостоятельно, стоимость курса входит в паушальный взнос. «Мы понимаем, что вырвать из своей жизни месяц непросто. Но нам нужны люди, полностью погруженные в дело, — крупных инвесторов, которые хотят, чтобы работали их средства, мы в партнеры не берем. Работать придется самому, и помногу, в первые два года в пиццерии нужно бывать ежедневно», — говорит основатель сети.
Обучение в «Додо Пицце» состоит из двух частей. На первом этапе предприниматель должен пройти путь от пиццамейкера до управляющего сетью пиццерий. Для этого он десять дней работает на кухне, затем учится управлять персоналом одной точки, а потом и сети из нескольких пиццерий. Второй этап — теоретический курс, состоящий из лекций по работе с финансами и продвижению бренда.
Еще один фильтр для входа в сеть — требование попробовать свои силы в маленьком населенном пункте, прежде чем выходить в крупный. Если точка показывает хорошие результаты, головной офис разрешает открывать пиццерию в изначально выбранном месте. Так, вокруг Москвы сейчас плотное кольцо из предпринимателей, которые работают в областных городах, чтобы получить шанс выйти на столичный рынок. «Такая стратегия тормозит рост сети, — признает Овчинников. — Но мы готовы подождать, чтобы вырастить опытных партнеров, которые сразу же завоюют лояльность аудитории в важных для нас городах».
Взгляд франчайзера
После обучения франчайзер должен найти помещение для пиццерии. Площадь и характеристики места зависят от выбранного формата: служба доставки без торгового зала, семейная, городская пиццерии, островок на фуд-корте и «Додо Пицца и кофе». Семейная точка сама должна генерировать трафик — площадь такой пиццерии может доходить до 200 кв. м, внутри должен быть какой-то «магнит» для посетителей: настольный футбол или игровая комната для детей. Городскую пиццерию следует открывать в месте с большой проходимостью, площадью около 150 кв. м. В торговых центрах можно запустить пиццерию «Додо Пицца-экспресс», где действует правило «семь минут или пицца бесплатно», и новый для сети формат «пицца и кофе». Площадь таких пиццерий составляет от 30 кв. м. Около 90% точек «Додо Пиццы» сегодня — это городские и семейные пиццерии.
Технические требования к помещению стандартные — оно должно соответствовать нормам СЭС, Роспотребнадзора и пожарной безопасности. Единственная особенность — необходимость подключения на объекте больших энергомощностей (от 45 кВт), чтобы обеспечить работу печей. Головной офис создает дизайн-проект помещения и следит за ходом ремонтных работ. Марку оборудования франчайзи могут выбрать сами — правда, ориентируясь на матрицы, которые дает им головной офис. В пиццерии большого формата обязательно должны быть конвейерные или подовые (без обдува) печи, вытяжной зонт для печей, микроволновые печи, холодильный и морозильный столы для пиццы, тестомесы, миксеры, тепловые полки, моечная ванна, производственный стол, стеллажи, кофемашины, доски, сыротерки, блок ножей и т.д.
В отборе персонала головной офис не участвует — франчайзи сам проводит собеседования и может отправить сколько угодно сотрудников на обучение в Сыктывкар (оплатив их дорогу и проживание). Для открытия пиццерии малого формата нужно от пяти сотрудников, для круглосуточных городских и семейных — около 50. Ингредиенты для пиццы франчайзи должны закупать только у утвержденных головным офисом поставщиков. Сезонные овощи, соответствующие нормам, можно закупать на месте.
По данным головного офиса, стартовые вложения в открытие службы доставки «Додо» (кухня без торгового зала) составляют около 3,5 млн руб., в точку на фуд-корте или пиццерию небольшого формата — 7 млн руб., в семейный ресторан — 9–12 млн руб. Примерно 50% — закупка инвентаря и оборудования, около 20% — ремонт. Выручка заведения колеблется в зависимости от формата в интервале 1,5–5 млн руб. в месяц, рентабельность — 15–20%. Компания обещает, что инвестиции окупятся через 1,5–3 года после старта.
Проверками франчайзи (до восьми в месяц) занимается отдельное юридическое лицо «Додо Контроллинг» — ее агенты следят за чистотой на кухне, соблюдением санитарных норм сотрудниками, свежестью продуктов и т.п. Штрафов в «Додо Пицце» не существует — их заменяют устные предупреждения. Серьезных конфликтов с франчайзи не бывает, уверяет Овчинников: «У нас есть общий чат, в котором каждый партнер может выпустить пар, если он чем-то недоволен. Мы слышим эту критику и работаем с ней».
Взгляд франчайзи
Среди опрошенных РБК предпринимателей, работающих по франшизе «Додо Пиццы», были и лидеры по прибыли (до 1,5 млн руб. в месяц), и небольшие точки, зарабатывающие 100–200 тыс. руб. В основном доход зависит от размера населенного пункта и зоны доставки — чем они больше, тем выше прибыль пиццерии.
Яна Ложкина в мае 2012 года открыла в Сарапуле кафе с сэндвичами. Но уже через шесть месяцев фастфуд пришлось закрыть из-за низкой рентабельности. Узнав из блога Овчинникова о франчайзинге «Додо Пиццы», Яна связалась с ним и попросилась на экскурсию по сыктывкарским пиццериям. На переформатирование бывшего фастфуда площадью 140 кв. м Ложкины потратили около 4 млн руб. Пиццерия открылась всего через месяц после подписания договора, первую прибыль начала приносить через девять месяцев. Стартовые инвестиции удалось окупить через два года после запуска. Сейчас точка работает с рентабельностью 8–17%. В неудачном для пиццерии сентябре Ложкины получили прибыль всего в 137 тыс. руб., обычно бывает больше.
Пиццерия Станислава Семионова в подмосковном Долгопрудном — один из лидеров по выручке и прибыли в сети. Директором точки работает отец Семионова, но фактически во всех вопросах они разбирались вместе, с нуля: ни старший, ни младший Семионовы раньше не имели отношения к общепиту. Договор коммерческой концессии был подписан в июне 2013 года, служба доставки заработала в феврале 2014 года — семь месяцев ушло на поиск помещения в 230 кв. м. Еще через пять месяцев Семионов завершил ремонт, набрал персонал и запустил полноценный ресторан. На старт в Долгопрудном он потратил 13 млн руб., в том числе на ремонт и закупку оборудования — около 10 млн руб.
Сейчас пиццерия в Долгопрудном приносит до 3,5–4,8 млн руб. выручки в месяц с рентабельностью 20–25%. На окупаемость точка вышла через шесть месяцев. Инвестиции вернуть удалось через 1,5 года после запуска. К новому, 2016 году Семионов планирует открыть точку в Москве и, таким образом, стать первым в сети предпринимателем, вышедшим на столичный рынок. Инвестиции в точку на 168 кв. м уже составили 12 млн руб. (импортное оборудование подорожало). Семионов ожидает, что точка в столице будет приносить 4 млн руб. выручки в месяц и окупится за два-три года.
Денис Гринев, франчайзи в Ростове-на-Дону и Таганроге, 12 лет проработал менеджером по продажам в украинском Schwarzkopf & Henkel. Решив сменить образ жизни, он переехал из Киева в Ростов-на-Дону, где и решил открыть «Додо Пиццу». Правда, начинать предпринимателю пришлось в соседнем Таганроге — сработало правило выхода в города-миллионники из небольших населенных пунктов. Гринев в Таганроге устроился основательно: вложив 11 млн руб. личных накоплений, он арендовал помещение в 370 кв. м, 140 кв. м из которых занимает зал, и в феврале 2014 года запустил продажу пиццы. Операционная окупаемость наступила довольно быстро — на третий месяц после старта. А вот вернуть инвестиции он надеется только к середине следующего года. Выручка сейчас — 3 млн руб. в месяц, рентабельность — 15–20%.
После Таганрога Гринева пустили в Ростов. В декабре 2014 года он открыл первую ростовскую точку, в июне 2015-го — вторую. С учетом роста цен за западное оборудование и высокой арендной ставки на главной улице Ростова на открытие каждой точки ушло 12,5–13 млн руб. На этот раз Гринев выбрал схему работы с частным инвестором, который получил долю в компании. Сейчас одна пиццерия дает 2,3 млн руб. выручки в месяц, вторая — 1,8 млн руб., рентабельность, правда, всего 5%, но это вопрос времени, уверен Денис Гринев.