Минфин собирается ввести новое бюджетное правило, которое позволит ограничить расходы и одновременно сформировать резервы. С 2020 года правило будет определять подходы как к расходам, так и к долгу
Основное бюджетное правило, предложенное Минфином в проекте Основных направлений бюджетной политики, который внесен в правительство для обсуждения, заработает с 2020 года и будет основано на базовой цене нефти в $40 за баррель. Свой выбор Минфин объясняет тем, что оценки долгосрочных цен на нефть меняются, а оставшиеся у страны резервы невелики. Об этом пишут «Ведомости», которые ознакомились с текстом документа.
На основе базовой цены нефти будет рассчитан и базовый курс рубля для бюджета. Предельные расходы будут рассчитаны по правилу: базовые доходы плюс расходы на обслуживание долга. Полученные сверх этого суммы будут направлены в резервы.
Привести расходы к необходимому уровню удастся не сразу, поэтому пока дефицит будет снижаться с 3% до целевого уровня в 1,2%, Минфин предлагает воспользоваться переходным вариантом бюджетного правила.
Оно заключается в том, что предельные расходы бюджета должны определяться как сумма нефтегазовых (5,5% ВВП при цене на нефть в $40 за баррель), ненефтегазовых (около 9,6% ВВП) доходов, снижающегося дефицита, расходов на докапитализацию ВЭБа и процентных расходов на долг. При этом Минфин отмечает, что дополнительные доходы должны направляться в резерв, поскольку их траты приведут к тому, что ЦБ будет держать высокими ставки.
С 2020 года по бюджетному правилу должен будет определяться подход не только к расходам, но и к долгу. Минфин предлагает ограничить займы и использование резервов при помощи двух «ключей». Первый — размер расходов на обслуживание долга не должен будет превышать 0,8–1% ВВП в год; второй — в случае потребности в займах из-за недобора ненефтегазовых доходов или нехватки источников финансирования бюджета дополнительные займы не должны будут превышать недобор ненефтегазовых доходов.
О предложении Минфина ввести новое бюджетное правило «Ведомости» писали в феврале. Тогда заместитель главы ведомства Максим Орешкин называл эту меру «единственным действенным способом изолировать волатильность реального валютного курса от колебаний цен на нефть».
Однако во внесенном в правительство проекте Минфина указано, что меры по сокращению расходов могут оказаться неустойчивыми, если не будет широкой общественной поддержки. Международный опыт показывает, что найти консенсус в условиях сокращения социальных расходов возможно, но, как указывает Минфин, для этого необходим новый общественный договор.