Переход в онлайн процессов, не требующих физического взаимодействия людей друг с другом, станет едва ли не главным следствием пандемии коронавируса COVID-19.
СOVID-19 шагает попланете. Ихотя власти Китая сняли карантин спровинции Хубэй, вкоторой онпродолжался более двух месяцев, нет никакой гарантии, что КНР ненакроет второй волной пандемии. ВЕвропе иСША суммарное число погибших существенно превысило китайские показатели ипродолжает стремительно расти.
Пока никто нерискует дать точный прогноз развития событий— ниВсемирная организация здравоохранения, ниведущие мировые экономисты. Уже ясно другое: карантин привел ксущественному росту рынка услуг, которые могут быть оказаны дистанционно. Однако одни отрасли изначально создавались как онлайн-сервисы, для них нынешняя ситуация— точка роста. Другие, классические, вынуждены приспосабливаться кнынешней ситуации. Третьи, отрасли будущего, приблизят свой бурный рост засчет пандемии коронавируса.
Вирус— двигатель прогресса
Как показал китайский опыт, наиболее действенным методом против распространения COVID-19 стал своевременно введенный тотальный карантин. Вэтих условиях гражданам КНР ничего неоставалось, кроме как пользоваться услугами онлайн-торговли. Пословам президента Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александра Иванова, карантинные меры привели ктому, что вКитае, где интернет-торговля итак очень развита, иЮжной Корее, лидере онлайн-продаж нажителя вмире, сектор е-commerce продолжил рост. Нуа вИталии, жители которой традиционно предпочитали интернет-торговле живое общение (страна была аутсайдером поколичеству онлайн-продаж), зафевраль этого года объем продаж вонлайне вырос втрое посравнению сфевралем 2019-го.
«В России пока нет подобного роста, нодаже тоувеличение спроса, которое мынаблюдаем, интернет-торговля уже почувствовала, особенно втаких сегментах, как продукты питания ипредметы личной гигиены»,— говорит Иванов. Поего словам, есть закономерность: если человек впервые воспользовался интернет-магазином, получил заказ вовремя ив полном объеме, онмгновенно становится постоянным пользователем такой услуги.
Впрочем, классические супермаркеты, которые решили выйти вонлайн, пока пробуксовывают, уних есть проблемы сосроками доставки истем, что они привозят невсе, что было заказано, добавляет глава НАДТ: «Но они справятся. Просто все остальные участники рынка e-commerce давно привыкли кпиковым загрузкам— наНовыйгод, в«киберпонедельники» ипрочие дни потребительского бума, апродавцы продуктов питания кэтому небыли готовы».
Поподсчетам аналитиков eMarketer, объем китайского рынка e-commerce составил впрошлом году $1,93 трлн, увеличившись на27,3% посравнению с2018 годом. ЗаКНР, занимающей первую строчку, следуют США ($587млн, на14% больше, чем в2018 году), Великобритания ($142млн, плюс10,9%), Япония ($115, плюс 4%) иЮжная Корея ($103,5, плюс18,1%). Россия вошла втоп лидеров e-commerce 2019 года, заняв десятую позицию ($27млн,18,7%). Таким образом, наКитай приходится более 55% мирового рынка e-commerce, что почти вдвое превышает долю пяти следующих заним стран-лидеров вместе взятых.
Схожий процесс происходит ив совершенно другой онлайн-отрасли— телемедицине. Вней лояльность потребителя тоже может быть завоевана заодин удаленный сеанс. Связанные скоронавирусом ограничения вобщении людей становятся драйвером этого рынка, подчеркивает старший вице-президент по инновациям фонда «Сколково» Кирилл Каем. «Отрасль телемедицины восновном работает накоммерческой основе. Чем больше пациентов начнут ейдоверять, хоть раз воспользовавшись услугой, тем быстрее будет расти этот рынок»,— продолжает Кирилл Каем. Поего мнению, участи потребителей будет вырабатываться привычка использовать телемед вместо посещения медицинской организации. Всвязи сограничением контактов между людьми, скорее всего, будет принят закон, который предоставит возможность дистанционной постановки диагноза— это еще один драйвер развития телемедицины, прогнозирует эксперт.
«Предполагаю, что после окончания пандемии подобное разрешение небудет аннулировано ивозможность удаленной постановки диагноза останется. Увеличится количество датчиков ипортативных устройств для дистанционной диагностики, ноэто процесс, который потребует большего времени для ихразработки, испытаний, валидации ипроизводства. Прототипы уже существуют, скорее всего, теперь они быстрее выйдут нарынок»,— уточняет Кирилл Каем.
Еще одно направление, которое получило мощное развитие вКитае, азатем ив других странах свведением карантина изакрытием учебных заведений,— дистанционное обучение. Ситуацию можно сравнить сзабастовкой работников лондонского метро в2014 году. Тогда жители были вынуждены искать альтернативные способы добраться доработы: пешком, наавтобусе, велосипеде, такси. Икогда метро заработало вновь, далеко невсе пассажиры внего вернулись.
«Вынужденный переход вонлайн вближайшие месяцы так или иначе научит многих учителей иродителей использовать современные решения вобразовании. Они впоследствии станут неотъемлемой частью повседневного образовательного процесса. Сейчас мыактивно наблюдаем запроектами, которые вовлечены вдистанционное обучение»,— констатирует директор Центра образовательных технологий Российской венчурной компании (РВК) Вадим Ковалев.
Поего словам, самые популярные сегодня решения упользователей— «ЯКласс», InternetUrok, «Фоксфорд», «Мобильное электронное образование», «Алгоритмика» и«Кодвардс». «Можно выделить два ключевых ограничения для ихкратного роста— это обучение учителей итехнические возможности платформ. Это узкое горлышко многих проектов»,— объясняет эксперт.Так, впервую неделю московского школьного карантина под наплывом пользователей сайты время отвремени переставали быть доступными, исейчас разработчики вынуждены примерно вдесять раз увеличивать мощности своих технических площадок, уточняетон.
Вынужденное ускорение
Вонлайн может перейти иодна изнаиболее сильно пострадавших отпандемии отраслей— туризм. Пооценке исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, если досентября неоткроется большинство туристических направлений, убытки российских операторов выездного туризма составят 25млрдруб., въездного— 12млрдруб.
Впрочем, вАссоциации туроператоров нетеряют оптимизма. «Рано или поздно пандемия закончится. Туристический рынок сильно изменится, ноне прекратит существование. Выживут только крупные исильные компании, которые смогут перетерпеть несколько месяцев насобственных или заимствованных средствах»,— говорит Майя Ломидзе.
Одно изнаправлений развития туриндустрии— продажа путевок онлайн. Покупатель дистанционно выбирает тур совсеми его составляющими— авиабилетами, страховкой, условиями проживания ит.д. Онне идет вофис туркомпании, аплатит запутевку банковской картой иполучает наэлектронную почту все необходимые документы для путешествия, говорит Майя Ломидзе.
Туроператоры начали работу вэтом направлении два года назад. В2019-м такие проекты вошли вначальную стадию эксплуатации, 2020 год должен был стать решающим для онлайн-бронирования туров. «И сейчас эти технологии могут или откатиться настартовые позиции, или сделать огромный рывок вперед»,— добавляет Ломидзе.
Банковский сектор тоже будет вынужден ускорить дальнейший переход вонлайн, при том что Россия уже третий год входит впятерку стран— лидеров цифрового банкинга врегионе EMEA (Европа, Ближний Восток иАфрика), поданным Deloitte Digital.
Большинство россиян активно используют финтех вповседневной жизни— переводят деньги насчета пономеру телефона, пользуются смартфонами вкачестве бесконтактных банковских карт, открывают счета вчеллендж-банках, укоторых нет филиальных сетей ивсе сервисы находятся винтернете («Тинькофф», Рокетбанк, Модульбанк ит.д.). Последняя инициатива, связанная сCOVID-19: Ассоциация электронных денег предложила Банку России разрешить гражданам открывать новые банковские счета иперсонифицированные электронные кошельки спомощью видеосвязи, чтобы непосещать отделения вусловиях пандемии. Пока неизвестно, как вЦБ отреагируют наэто обращение.
Сейчас более 90% банковских операций вРоссии итак доступны онлайн— через интернет-банки или мобильные приложения. Помере развития биометрии, позволяющей распознавать лица иголос клиентов, банковское онлайн-обслуживание будет развиваться еще активнее, говорит старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. Оннапоминает, что спомощью биометрии итак уже можно дистанционно стать клиентом нового банка без очной идентификации вофисе, например, чтобы открыть вклад или оформить кредит. «Это дает банкам как новые возможности, так иусиливает конкуренцию, поскольку переход клиента изодного банка вдругой упрощается. Тем неменее пока мывидим, что вцелом россияне неохотно сдают банкам свою биометрию. Нов связи свирусной ситуацией удаленное обслуживание вбанках будет развиваться еще динамичнее. Например, телюди, которые досих пор непользовались онлайн-сервисами, начнут ихэксплуатировать»,— считает эксперт.
Однако, если говорить одальнейшей перспективе, врядли кто-то изклассических банков полностью уйдет изофлайн-обслуживания, добавляет Сергей Суверов: «К томуже есть консервативные клиенты, прежде всего старшего поколения, которые продолжат лично общаться соперационистами, инвестиционными ифинансовыми консультантами. Даи всилу менталитета людей наличие офисов убанка создает ощущение повышенной надежности, монументальности».
Беспилотная дезинфекция
Пандемия создала уникальные условия для быстрого внедрения беспилотных идистанционно управляемых транспортных средств. Автономные машины, дезинфицирующие улицы ибольницы вКитае,— лишь один измножества примеров, считает директор технологических конкурсов вкомпании РВК Константин Кайсин. «Надо учитывать, что активный толчок был дан внедрению относительно простых решений. Акоманды, разрабатывающие полностью автоматизированные беспилотные автомобили пятого уровня, пока испытывают теже трудности, что идругие отрасли: вусловиях карантина сложнее проводить исследования ииспытания»,— продолжает эксперт. «Важно зафиксировать ментальный сдвиг, произошедший запоследний месяц: мир неожиданно осознал, что новые технологии вцелом ибеспилотники вчастности имеют отношение нетолько кдалекому будущему, нои кконкретным применениям уже сегодня. Вближайшие год-два это окажет значительное позитивное влияние наразвитие беспилотных автомобилей»,— добавляет Константин Кайсин.
Рост дистанционных услуг небезграничен, предостерегает заслуженный экономист РФЯков Миркин: «Онлайна действительно станет больше, ноу этого роста есть пределы. Мыбиологически нуждаемся вфизических контактах сдругими людьми, сматериальным миром, нам нужно движение». Ноесли ситуация сCOVID-19 затянется, глобальной экономике грозят серьезные испытания, убежден Яков Миркин: «Чем дольше будет продолжаться пандемия, тем сильнее упростится структура национальных экономик. Вбольшей мере потребителям будет важен доступ кжизненно необходимым ресурсам— продовольствию, воде, энергии, теплу, одежде, транспорту, коммуникациям».
Выиграет производство «простых вещей»— того, что мыпотребляем ежедневно, производители «сложных вещей» будут себя чувствовать существенно хуже. Взначительной степени вымрут цепочки международных поставок продовольствия икомплектующих, продолжает экономист. «Грубо говоря, мыувидим снижение уровня глобализации до40–50% отпрежнего. Азатем все будет пять–семь лет восстанавливаться, как вновь зарастает кусок выжженного леса»,— резюмирует Яков Миркин.
Автор:
Петр Сапожников.