Модули вместо полных курсов, программы для подростков и даже для детей. Падение спроса на классическое бизнес-образование заставляет школы переформатировать свои услуги.
Рынок бизнес-образования, пройдя бурный рост вдвухтысячных идостигнув вершины вначале этого десятилетия, плавно спускается вниз. Причин тому несколько. Само вузовское образование постепенно переориентировалось наэкономическую иуправленческую подготовку, имногие молодые менеджеры уже невидят, как ихколлеги десятилетием ранее, острой необходимости вMBA, отмечает декан факультета стратегического управления Института бизнеса иделового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Александр Чеканский.
Кроме того, усиливается установка, что если ужMBA— тоне дома. «Наиболее амбициозные исостоятельные управленцы предпочитают получать бизнес-образование зарубежом сприцелом надальнейший карьерный рост виностранных компаниях ичаще всего уже нев России»,— говорит Олег Филиппов, директор побизнес-образованию факультета инженерного менеджмента Института отраслевого менеджмента РАНХиГС.
Наконец, экономический кризис 2014 года сократил платежеспособный спрос надолгосрочные программы, имногие бизнес-школы (в том числе зарубежные) ушли срынка. Перераспределение аудитории впользу сильных бизнес-школ заканчивается, подтверждает президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) Сергей Мясоедов: «Спрос наобучение усильных участников рынка растет при падении экономики ипри ееросте. Вусловиях нынешней стагнации нарынке наборы сокращаются вовсех бизнес-школах». Пооценке РАБО, втечение ближайших полутора лет общие наборы вверхнем ценовом сегменте бизнес-образования могут сократиться на10–15%, ина 20–30% упадет рынок внижнем ценовом сегменте.
Образовательный фастфуд
Потенциальные потребители образовательных услуг опасаются дальнейшего ухудшения своего материального положения иотказываются отдолгосрочных программ. Классические бизнес-школы вответ перестраиваются под новые запросы студентов: запускают модули для малого исреднего бизнеса, вводят короткие курсы покомпетенциям, актуальным вкризисное время. Такие программы, нацеленные нарешение конкретных задач бизнеса, опрошенные РБК+ эксперты выделяют среди основных трендов рынка. Один изпоказателей спроса нановый формат, пословам Сергея Мясоедова,— растущее число недорогих тренингов, семинаров, коротких курсов, так называемого образовательного фастфуда.
Распространенным стало модульное обучение, когда отдельные встраиваемые образовательные блоки могут дополнять программы MBA иEMBA идаже заменить собой прохождение полного курса. «Модульный подход кбольшим программам позволяет быть более клиентоориентированными. Такой портфельный подход усиливает позиции школы нарынке»,— считает заместитель декана подополнительному образованию экономического факультета МГУ Ольга Молчанова.
Участники рынка отмечают рост интереса собственников малого исреднего бизнеса (МСБ) кбизнес-образованию. Пословам руководителя управления инновационной деятельности НИУ ВШЭ Татьяны Строгановой, предприниматели восновном выбирают именно короткие специализированные программы обучения. «Запись надвухмесячную программу «Практика создания бизнеса» закрывается спустя час-два сначала регистрации»,— отмечает представительВШЭ.
Вкорпоративном обучении MBA входит вчисло востребованных программ обучения сотрудников, ноуступает бизнес-тренингам, курсам повышения квалификации, инструктажу попозициям, проектным семинарам, онлайн-курсам ипрограммам личностного роста, говорят вHeadHunter.
Тем неменее представители классических бизнес-школ уверены: наглотавшись «образовательного фастфуда», бизнес сделает выбор впользу серьезных программ.
«После нескольких коротких тренингов японяла, что для развития бизнеса мне нехватает более систематизированных знаний»,— подтверждает такую позицию Анастасия Панченко, генеральный директор ООО«Компания Дверев» изМосквы. Соктября 2016 года собственница семейного бизнеса обучается подвухлетней программе MBA «Управление развитием бизнеса». «Для меня важны как теоретические знания, так иотработка кейсов изпрактики,— говорит Анастасия Панченко.— Основная часть обучения еще впереди, номодули поорганизации деятельности сотрудников предприятия иразвитию лидерских качеств мне уже пригодились».
Дело практики
Руководитель проекта «Академия» HeadHunter Алена Мастерова приводит данные опроса, проведенного вначале года среди руководителей компаний соштатом более 50человек: 35% компаний увеличили бюджеты наобучение в2017 году посравнению спрошлым годом. Выросло число работодателей, которые готовы обучать все категории сотрудников без исключения (с 51до63%). Повышать квалификацию только топ-менеджеров вэтом году планируют 9% работодателей, впрошлом таких компаний было 8%.
Однако, как отмечают авторы исследования, речь идет обобщем бюджете наобучение сотрудников, включая корпоративные университеты. При этом увеличение бюджетов составит неболее 20%.
Крупные компании, подчеркивает декан факультета стратегического управления ИБДА РАНХиГС Александр Чеканский, последние десять лет активно развивали корпоративные университеты: «Корпорации увеличивают вложения всобственные университеты, аэто уже нерыночный сегмент». Средние компании, поего словам, немогут себе сейчас позволить серьезно увеличивать такие расходы. Кроме того, запоследние два года серьезно снизилась доля слушателей программ бизнес-образования, закоторых полностью или частично платят ихработодатели,— с40 допорядка 26%.
Впоисках драйвера для дальнейшего развития бизнес-школы экспериментируют саудиторией. Сразу несколько участников рынка в2015 и2016 годах запустили бизнес-курсы для подростков от13 до16лет.
«Среди основателей успешных бизнес-проектов скаждым годом все больше совсем молодых,— объясняет свой интерес кработе спредставителями юного поколения Аркадий Морейнис, директор фабрики стартапов «Главстарт».— Как бизнес-ангел, яищу новые проекты, асреди взрослых, сложившихся предпринимателей нового Цукерберга отыскать сложно».
Пословам директора English Nursery and Primary School Анны-Марии Николаевой, наЗападе школьники сдетства учатся финансовой дисциплине ипланированию расходов, аих российским сверстникам часто нехватает знаний вэтом вопросе. «Российское школьное образование приучает выполнять пошаговые инструкции ирешать задачу только одним способом. Дети лишаются нестандартного мышления, которое необходимо будущему предпринимателю. Воснове способности генерировать идеи иуправлять бизнес-процессами лежит успешное межполушарное взаимодействие, которое необходимо развивать гораздо раньше подросткового возраста»,— отмечаетона.
Бизнес-образование для детей— неантикризисная мера, арезультат длительного развития предпринимательства, уверен управляющий партнер консалтинговой компании Holmes & Moriarty Дмитрий Бергельсон. «Именно благодаря усилиям бизнесменов, построивших успешные компании, изменилось восприятие предпринимательства ивозник рост интереса кпрофессии»,— считаетон.
Меняется сама модель профориентации молодежи, вкакой-то степени, пословам Бергельсона, это работа сотложенным спросом наполноценные образовательные бизнес-программы. «Детское бизнес-образование— относительно короткие, модульные курсы, позволяющие прежде всего протестировать интерес ребенка, азатем поддержать его при желании идти дальше»,— отмечает эксперт.
«Мы видим вучастниках образовательной программы попредпринимательству для старшеклассников потенциальных слушателей MBA»,— согласна руководитель программы «Стартап Академия Junior» Московской школы управления «Сколково» Виктория Павлова.