Об особенностях российских инвестиционных проектов в сегменте автомобильной промышленности, о том, как на эти проекты влияют экономические кризисы, и насколько эффективны меры государственной поддержки автопроизводителей, в интервью корреспонденту РБК+ Алексею Сергееву рассказал исполнительный директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев
Фото: Михаил Мордасов для РБК
— Каковы основные инвестпроекты «Хендэ» вРоссии?
— Главный наш проект— завод вСанкт-Петербурге, который был официально запущен в2010 году. Основная модель— Solaris, это лидер нашего модельного ряда попродажам, ав этом году онстал самым продаваемым вРоссии автомобилем. Поэтому мыочень довольны этим проектом, изавод сейчас, сэтого года, добавил вторую модель— это Сreta. Мытакже сотрудничаем скомпанией «Автотор», наих заводе производим другие модели— Elantra,i40, Santa FeиTucson.
— Как повлиял наваши инвестиции нынешний экономический кризис?
— Завод вСанкт-Петербурге продолжает стабильно работать втри смены, несмотря нанепростую рыночную ситуацию. Мыне останавливали производство нина один день, выпускаем более 200тыс. автомобилей вгод. Более того, вконце 2015-го— начале 2016 года мыреализовали инвестиционную программу помодернизации производства стоимостью более $100 млн— эти инвестиции были сделаны для запуска производства модели Creta.
— В2010 году, когда петербургский проект стартовал, вРоссии была совершенно другая экономическая ситуация. Как соотносится планировавшаяся тогда отдача отинвестиций стекущими показателями?
— Мыполностью реализовали поставленные тогда цели вплане доходности ив плане объемов выпуска ипродаж. Хотя решение остроительстве завода принималось внепростой ситуации, после девальвации 2008 года, когда объемы российского рынка упали более чем вдвое, ситуация вомногом была схожа снынешней. Тем неменее было принято стратегическое решение инвестировать, несворачивать бизнес. Иэто дало свои плоды— ив плане объемов, ив плане прибыльности, потому что начиная с2011 года рынок стал быстро восстанавливаться.
— Ав 2014–2015 годах пришлось вносить какие-то коррективы вмодельныйряд, объемы выпуска?
—Нет, в2014–2015 годах мыпродолжали активно развиваться, потому что Solaris получился очень удачным автомобилем. Кроме того, мыуже в2014 году знали, что будет Creta, ивсе усилия были направлены именно наподготовку кзапуску производства этого кроссовера.
— Нокризис всеже серьезно сказывается науровне спроса.
— Безусловно. Поитогам 2016 года объем российского рынка ожидается врайоне1,4 млн проданных новых автомобилей— это очень мало, посути, уровень 2009 года. Номы, идя вопреки этой тенденции, как раз инвестируем дополнительные средства, запускаем новый продукт. Поскольку считаем, что все равно потенциал российского рынка огромен. Прежде всего, поскольку встране очень старый парк, потребность вего обновлении— колоссальная.Да, сейчас происходит падение доходов населения, улюдей из-за неуверенности всвоих материальных перспективах возникает стремление урезать расходы.Но, сдругой стороны, это формирует отложенный спрос.
— Акакие увас вообще горизонты планирования?
— Как правило, унас минимум пятилетние планы. Тоесть мыуже сейчас знаем, что будем делать до2020 года.
—То, что при этом каждые пять лет унас кризис, несмущает?
—Нет, несмущает. Автомобильный рынок— онв принципе цикличен. Причем везде. Посмотрите сейчас нанашего собрата поБРИКС, Бразилию,— там очень похожая ситуация. Там тоже прошла Олимпиада, чемпионат мира пофутболу… Асейчас там кризис, авторынок резко упал. Ноэто все равно страна снаселением 250 млн человек, ирынок там вперспективе огромный. Или взять Европу— там тоже были очень серьезные обвалы рынка, Южная Европа вообще проваливалась на40–50% еще несколько лет назад. Асейчас уних двухзначные цифры роста. Тоесть наблюдаются определенные циклы. Поэтому унас, несмотря натекущий спад, явсе равно вижу очень большой потенциал. Просто надо принимать, что вРоссии подобные перепады— огромные, одни изрекордных. Ноэто нормально. Просто сам рынок— онименно такой.
— Давайте вернемся квашему заводу вПетербурге. Как принимались решения обинвестициях вРоссию, какие варианты рассматривались?
— Мыизначально, когда обсуждали возможности создания вРоссии сборочных мощностей, рассматривали разные варианты. Например, покупку действующего предприятия. Витоге анализа ипроработки сценариев мывсе-таки остановились насоздании завода «с нуля». Проект получил поддержку местной администрации, нам был выделен большой участок около Санкт-Петербурга, причем буквально вчистом поле— необходимо было подводить коммуникации, создавать инфраструктуру. Нотакой подход себя оправдал. Поскольку, во-первых, все новые, современные заводы Hyundai отличает очень высокая степень автоматизации производства.Так, напитерском заводе, который производит более 200тыс. автомобилей вгод, работают всего немногим более 2200 человек. Если сравнить попроизводительности труда наодного работника слюбым предприятием вРоссии, она унас напорядок выше— благодаря высокой степени роботизации процесса. Второе— завод имеет полный цикл производства, что существенно повышает уровень локализации: сейчас онсоставляет около 46%, имы постоянно его увеличиваем. В-третьих, наш проект позволил выстроить рядом сзаводом специальный индустриальный парк, куда пришли наши поставщики. Сейчас впарке работают семь компаний, еще четыре— вЛенинградской области, они построили предприятия попроизводству комплектующих, что также очень хорошо сказывается налокализации.
— Выупомянули оподдержке администрации Петербурга. Вчем конкретно она выражалась— налоговые преференции, административная поддержка?
— Унас, как увсех инвесторов врегионе, есть определенный набор льгот. Кроме того, государство сточки зрения создания инфраструктуры существенно нас поддержало при старте проекта. Иочень важно, что мыполучили поддержку вплане различного рода согласований, решения административных вопросов. Унас ведь для новых проектов, условно говоря, любую трубу подвести или кабель проложить,— для этого требуется масса согласований. Поэтому поддержка властей при решении подобных вопросов крайне важна. Именно благодаря этой поддержке удалось вдостаточно короткие сроки запустить завод— фактически онбыл построен заполтора года. Иэто при том что участок был действительно вчистом поле.
— Одной изглавных мотиваций для реализации подобных проектов сточки зрения региональных властей обычно бывает создание рабочих мест. Увасже ихне так много.
—Да, этотак, ноздесь имела место немного другая логика. Очень важно качество самого рабочего места. Унас очень хорошие условия труда, высокая культура производства, впрошлом году мыстали лидерами врейтинге предприятий-работодателей. Кроме того, когда яговорю о2200 работающих напредприятии, яимею ввиду именно сборочный конвейер. Новедь поставщики тоже создают рабочие места. Плюс склады, логистика, продажи… Исправно работающий автозавод дает возможность накаждого своего сотрудника создавать дошести рабочих мест всмежных областях.
— Чтоеще, кроме поддержки региональных властей, имеет значение при запуске подобных инвестиционных проектов? Скажем, логистические соображения? Вырассматривали другие регионы вкачестве альтернативы?
— Рассматривали, нопетербургский вариант имел несомненные преимущества поцелому ряду параметров. Илогистические аспекты также имели значение. Петербург— крупный порт, ау нас вся поставка комплектующих изКореи— это контейнерные перевозки; водный транспорт вданном случае— наиболее экономически выгодный вариант. Иогромное значение имеет наличие врегионе квалифицированных кадров, прежде всего— технических специалистов. Петербург вданном плане— город очень высокого уровня, автомобильный кластер там развивается достаточно давно, многие иностранные инвесторы имеют свое производство. Поэтому сформировалась целая когорта специалистов, которые ориентированы именно наавтопром.
— Такие меры господдержки науровне федеральных властей, как программа утилизации, субсидирование процентных ставок поавтокредитам,— они сильно помогают?
— Очень сильно. Унас 35% всех продаж идет вкредит, изних 70%— это Solaris, для которого предусмотрено субсидирование процентной ставки, поскольку эта модель свысоким уровнем локализации производства. Сreta также подпадает под данную программу, иэто, думаю, будет одним изважных факторов, способствующих успеху данного проекта. Что касается программы утилизации, это тоже важный элемент поддержки производителей, унас 20–25% автомобилей реализуются поданной программе.
Идля клиентовэто, безусловно, очень большое благо. Сейчас, если учесть программы утилизации, льготного кредитования, трейд-ин, многие машины можно купить поболее выгодной, чем в2014 году, итоговой цене— даже несмотря нато что после девальвации рубля почти все производители подняли цены.