В январе эксперты автомобильного рынка прогнозировали, что в течение года продажи должны достичь дна, после чего рынок начнет восстанавливаться. Однако россияне покупают новые машины заметно хуже, чем в провальном для отрасли 2015-м. Когда ситуация начнет улучшаться и чего ждать покупателям, корреспонденту РБК+ Николаю Загвоздкину рассказал председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер
Фото: Пресс-служба
— Впоследнее время все чаще говорят отом, что кНовому году евро будет стоить 100руб. или больше. Каквы, будучи представителем отрасли, прокомментируете такие вводные?
— Подобные слухи ходят постоянно. Сейчас нет таких колебаний цен нанефть, чтобы мымогли ожидать сильного изменения курса валют. Хотя, если вам нужен некий подобный слух, чтобы все побежали покупать автомобили, яс удовольствием его поддержу (смеется). Если серьезно, товрядли такое возможно. Мырассчитываем нанекоторую стабильность надовольно низком уровне.
— Мыс вами общались впрошлом году, ивы прогнозировали, что 2016-й станет тем моментом, когда рынок нащупает дно инаконец оттолкнется отнего. Пока мыэтого невидим. Почему?
— Рынок пока еще ищетдно. Каждый месяц янадеюсь, что мыприблизились кнему, ноэтого еще непроисходит. Очевидно, что нам придется немножко подождать, нонадо учитывать, что впрошлом году были резкие колебания курса. Летом 2015-го люди рванули всалон замашинами, ав этом году такого небыло. Иэто хорошо— лучшебы таких всплесков небыло. Для бизнеса лучше стабильность, пусть даже ина низком уровне. Мой прогноз: как только люди поймут, что нестоит ждать резких изменений вценах наавтомобили ицены закрепились наодном уровне, тогда они снова начнут покупать автомобили.
— Квопросу обакциях. Будетли скачок продаж под Новыйгод?
— Рентабельность автопроизводителей, как ивсех других бизнесов, упала, поэтому особо больших предложений ждать нестоит.
— Тоесть истории отом, что сейчас даже реальному покупателю сденьгами вавтосалонах недают скидок,— это правда?
— Это происходит отнюдь неиз-за жадности продавца. Работать вминус можно только определенный срок, ине больше. Если раньше рентабельность бизнеса было высокой иможно было давать большие скидки, тосейчас уже базовая цена весьма мала для дилера. Вот поэтому вам вподарок коврики, шина, может быть, две (смеется). Аесли совсем повезет— четыре. Кэтому надо привыкать.
— Допоследнего времени лучше всех вкризис чувствовали себя представители премиум-класса. Сейчас сдаются иони. Почему?
— Был момент, когда многие премиальные производители запустили новые модели всегментах, где раньше небыли представлены. Сначала это вызвало волну спроса, носейчас иэто проходит. Кризис, как изаконы физики, действует навсех.
— Ав общем модельный ряд как-то изменился или изменится увсех автопроизводителей всвязи скризисом?
— Каждый автопроизводитель решает для себясам. Кто-то считает, что важно просто присутствовать нарынке, кто-то считает, что ив тяжелые времена надо наращивать долю рынка, чтобы быть готовым квременам, когда кризис начнет отступать. Кто-то считает, что влюбой момент рентабельность должна быть хотябы минимальной, что нельзя работать вминус. Несекрет, что сейчас далеко неодин автопроизводитель работает вминус.
— Естьли какая-то статистика, как меняются вкризис предпочтения покупателей поклассам?
— Вцелом ситуация такаяже, как докризиса. Кроссоверы любого размера становятся все более популярными, компактные автомобили покупают меньше. Иэто нетолько вРоссии— так везде сейчас.
— Чего насегодняшний момент больше всего стоит опасаться импортерам?
— Самый опасный момент, мне кажется, уже позади. Можно предположить, что кконцу этого года произойдет некоторое падение пошлин. Тем неменее нафоне изменяющихся валютных курсов пошлины— это сдерживающий фактор для «чистых» импортеров. Когда курс рубля кдоллару был науровне30, это небыло проблемой, поскольку пошлина покрывалась маржинальностью автопроизводителя.
— Когда лучше всего покупать машину? Стоитли ждать чего-то?
— Знаете, покупка автомобиля— это как любовь. Когда она случилась, выне можете больше ждать. Уловить правильный момент сложно. Возможноли, что курс резко снизится или скидки резко возрастут? Недумаю. Яожидаю, что скидки намашины, выпущенные в2016 году, появятся только всередине 2017-го, нотогда выкупите прошлогодний автомобиль. Ждать скидок просто потому, что скоро конец года, нестоит. Ябы нестал ждать дольше октября—ноября. Есть идругой вариант— ждать. Просто непонятно, как долго.
— Давайте предположим, что курс валют стабилизировался ицелый год неменяется. Что произойдет срынком?
— Ситуация нарынке зависит отмногих факторов. Если исходить изтого,что, послухам, большая часть брендов работает вминус, тоэти автопроизводители ждут момента, чтобы поднять цены. Второй фактор— благосостояние самого потребителя, сколько денег реально есть вкарманах улюдей. Исамое важное— как мыслит потребитель. Если все будет стабильно, тоэто просто вопрос времени. Нужно, чтобы эта стабильность дошла доумов потребителей. Это нормальный процесс— так происходит вовсем мире. Начался кризис, падают какие-то индексы— среднестатистического потребителя это неинтересует, если онне специалист. Потом емуже необходимо время, чтобы восстановить доверие, решить, стоитли сейчас делать какую-то большую покупку. Вобщем, очень многое зависит оттого, как будут чувствовать себя потребители. Плюс несбрасывайте сосчетов коллективное поведение. Сосед непокупал машину— ия небуду. Сосед покупает машину— наверное, ия куплю. Иеще один важный момент: вРоссии автомобильный рынок потребительский, поэтому очень восприимчив квосстановлению вположительной обстановке.
— Так как мыне можем дать гарантию, что курс валют стабилизируется, естьли уАЕБ прогноз на2017 год при нынешних вводных?
— Сейчас прогнозанет, номы его готовим, собираем информацию отавтопроизводителей. Публиковать официальный прогноз мыбудем только вначале следующего года, поскольку сейчас вэтом нет смысла. Мне кажется, хуже небудет. Ябы исходил изтого, что будет тоже самое, что ив этом году, или даже маленький плюс. Совсем маленький. Два-три года будет идти падение, потом какое-то время займет восстановление рынка. Посмотрим, когда кривая устремится вверх. Ябыл уверен, что кконцу этого года спад продаж посравнению с2015-м будет приближаться кнулю. Ибыл очень разочарован, что результаты этого года еще хуже. Если обобщить все вышесказанное, тонам просто надо дождаться, когда рынок стабилизируется ипойдет вплюс. Мывсе верим ввосстановление рынка, просто незнаем точно, когда это случится.