В первой половине 2025 года цены на стекловату снижаются примерно на 6-10% после четырех лет бурного роста, при этом количество торговых марок увеличивается
Рынок стекловаты занимает значительную долю строительной теплоизоляции наряду с каменной ватой. Стекловата в большей степени используется в малоэтажном строительстве (ИЖС), поэтому данный рынок напрямую зависит от того, как развиваются перспективы загородного домостроения.
Согласно исследованиям агентства ABARUS Market Research, в 2018-2020 гг. этот сегмент чувствовал себя не очень хорошо, и находился на уровне 8,5 млн куб. метров. Но в последние несколько лет ИЖС растет рекордными темпами, и рынок стекловаты на это тут же отреагировал – рост продолжается четвертый год подряд, причем темпы прироста показывают двузначные цифры: в 2021 году рынок вырос на 14,8%, а в 2023 году – на 13,7%. В 2024 году прирост был значительно скромнее – всего на 1,9%. И есть вероятность, что растущая тенденция на какое-то время прервется. В 2025 году ожидается падение спроса.
К 2024 году количественный объем рынка заметно вырос, но все-таки не смог преодолеть предыдущую максимальную планку, которая была установлена десять лет назад – в 2014 году он составлял почти 13 млн куб. м. Если застой на строительном рынке, который ожидается в 2025-2026 гг., продлится недолго, а индивидуальное жилищное строительство продолжит развиваться, то к 2030 году сегмент стекловаты вырастет до 13,5 млн куб. метров.
Важное отличие новой структуры рынка от предыдущих лет – до 2022 года более 35% всего производства шло на экспорт, так как российская стекловата пользовалась большим спросом в Европе. Теперь эта доля составляет не более 18%, и внутренне производство в значительной степени переориентировалось на отечественное потребление. Поэтому есть надежда, что ассортимент и плотности стекловаты в большей степени будут соответствовать запросам именно отечественных потребителей, а значит, потенциал для дальнейшего роста рынка усилится.
В процессе поиска средних розничных цен ожидалось, что на рынке присутствуют привычные торговые марки: URSA, KNAUF, ISOVER и «ТехноТерм» от холдинга «ТехноНИКОЛЬ», который недавно приобрел заводы URSA. Этот список считался устоявшимся. Но выяснилось, что в 2024-2025 гг. практически все игроки вывели новые бренды либо меняют названия.
Так, бренд ISOVER (принадлежит холдингу «Сен-Гобен») находится в стадии переименования, скоро вся продукция – тепло- и звукоизоляционные материалы, комплектующие, гипсовые строительные плиты и смеси – будет продаваться под единым зонтичным брендом Vetonit.
Концерн KNAUF запустил новую ассортиментную линейку под названием KNAUF Silentwool – плиты и рулоны плотностью от 15 до 22 кг/м3. Номенклатура пока неширокая, но по всей видимости, будет развиваться.
Ассортимент стекловаты «ТехноНИКОЛЬ» обогатился своим традиционным брендом ISOBOX, раньше под этой маркой продавалась только базальтовая вата. Теперь, пожалуй, одна из самых дешевых торговых марок на рынке. Таким образом, холдинг «ТехноНИКОЛЬ» старается охватывать все ценовые категории.
Стоит также упомянуть о появлении марки ExtraTerm от российского производителя «Юматекс Термо». Сам производитель «Юматекс» пока выпускает только каменную вату, а стекловату заказывает у завода «Кнауф», расположенного в г. Ступино Московской обл. Ассортимент состоит из рулонов и плит плотностью 15 кг/м3.
Расширение ассортимента свидетельствует о том, что производители (а их на рынке всего три) серьезно взялись конкурировать за внимание покупателя, поскольку частные потребители активнее приветствуют продуктовое разнообразие по сравнению с корпоративными заказчиками, для которых важнее технические характеристики.