11, Январь 2017

«Невысокий спрос идет на пользу рынку»

О том, как слабый спрос влияет на качество проектов и почему девелоперу выгоднее развивать большие территории, РБК+ поговорил с президентом компании «Лидер Инвест» Евгением Рубцовым.

— Как выоцениваете сегодняшний рынок недвижимости? Выгодноли сегодня строить? Естьли спрос?

— Конечно, делая прогнозы год назад, мырассчитывали наболее высокий спрос. Как ив целом нарынке, унас произошел спад продаж втретьем ичетвертом кварталах. Онощутим, ноне катастрофичен. При этом нужно отметить, что невысокий спрос идет напользу рынку, который наконец-то обретает цивилизованные черты— уже незастройщик диктует, что покупать потребителю, анаоборот. Иэто хорошо, это повышает качество проектов, так как каждый застройщик понимает: кто построитто, что нужно потребителю, тот ивыживет.

Сейчас вся наша философия направлена нена строительство квадратных метров, ана создание образа жизни. Ясчитаю, что унас получаются достаточно удачные дома, поэтому покупатели иголосуют кошельком. Внаших жилых комплексах приятно жить. Мыне всегда довольны результатом, номногое получилось: хорошие архитектурно-планировочные решения, дворы без машин. При этом мыделаем закрытые дворы нев ущерб автомобилистам: чтобы всем было комфортно, мыстроим вместительные подземные паркинги.

— Впоследнее время город стал предъявлять больше требований ккомфортности иинфраструктурной наполненности проектов. Насколько выготовы соответствовать этим требованиям?

— Все первые этажи внаших проектах отданы под нежилые функции. Даже вмаленьких проектах, которые мысейчас выводим наместе старыхАТС, есть социальная инфраструктура— места для временного пребывания детей, клубы, детские центры. Это осознанная необходимость. Сдругой стороны, необходимо сделать эти помещения выгодными для нас как для девелопера, потому что задача бизнеса— непросто построить площади, апревратить вденьги.

— Насколько вообще выгоден проект позастройке площадок наместеАТС? Естьли какой-то план этой работы?

— Конечно. Унас несколько очередей поразвитию территорийАТС. Врамках первой мыуже сдали пять объектов, девять строятся. Вовторой очереди еще 16площадок, изкоторых насеми-восьми начнется стройка уже вследующем году. Третья очередь сейчас впроработке. Нопостепенно мыхотим выходить излокальных проектов, делая упор накомплексное развитие территорий. Развитие крупных проектов намного интереснее сточки зрения бизнеса, чем локальная застройка. Затраты поподготовке проектов— проектирование, коммуникации, согласования— ина 10тыс.кв.м, ина 200тыс. сопоставимы. Нов первом случае напродажу выходит 7тыс.кв.м, остальное— места общего пользования, аво втором из200тыс.кв. мпродаются 170тыс. Причем продаются примерно поодной цене, которую определяет локация проекта.

— Накаких больших территориях выпланируете работать икогда?

— Вследующем году мыначинаем два крупных проекта комплексного освоения территории— Nagatino I-Land икомплекс наулице Лобачевского. Вобоих случаях будет реализована концепция «город вгороде». НаЛобачевского это будет высотный жилой комплекс спеременной этажностью примерно на220тыс.кв. мплощадей вназемной части, изкоторых только половина придется наквартиры. Остальные площади— это школа, детские сады, другая инфраструктура. Вмарте-апреле 2017 года мыпланируем завершить проектирование.

Совсем другой подход вНагатино. Максимальная высота зданий здесь планируется неболее 100м. Плотность застройки будет невелика: на24 гапоявится менее 300тыс.кв. мжилья. Также будет построено около 100тыс.кв. мофисной недвижимости, школа на800 мест, пять детских садов, поликлиника. Четверть территории отдается под благоустройство иозеленение, натерритории появятся аллеи ипроменады. Особое место займет прогулочная зона вдоль реки, обустройство которой входит вгородскую программу поразвитию набережных. Попланам города современем набережная соединится мостом стерриторией большого ЗиЛа, азатем станет частью проекта развития всей набережной доКремля. Сдругой стороны, наш полуостров также будет соединен мостом с«большой землей»— онбудет вести научасток, где сегодня строится парк аттракционов.

Источник