Из-за уменьшения числа запусков, отсутствия крупных проектов, снижения тарифов объем рынка космического страхования в РФ сократился втрое.
Запущенная выгода
В2016 году, постатистике Российской ассоциации авиационных икосмических страховщиков (РААКС), сборы компаний, страховавших космические риски, снизились до3,185 млрдруб., что на63% меньше, чем годом ранее. Премия поперестрахованию сократилась на58% исоставила 926 млнруб. Страховщики выплатили808,4 млнруб., что на61% меньше выплат позапрошлого года. Занимаются этим бизнесом вРоссии лишь несколько крупнейших компаний— «АльфаСтрахование», «Альянс»,ВСК, «ВТБ Страхование», «Ингосстрах», СОГАЗ и«Согласие».
Вцелом с2014 года объемы рынка сократились втрое. Пословам руководителя Центра космического страхования «ВТБ Страхования» Павла Шутова, наэто повлияли три основных фактора. Это падение тарифов пострахованию космических рисков, уменьшение количества запусков (в 2014 году— 32запуска, в2015-м—26, в2016-м— 17), атакже отсутствие крупных проектов, таких как запуск дорогостоящих коммуникационных спутников, которые страховались винтересах ФГУП «Космическая связь» иАО «Газпром Космические системы». Впрошлом году из17 запусков 15проходили поФедеральной космической программе: защитой были обеспечены ракеты-носители (РН), корабли «Прогресс» и«Союз», страховая сумма итарифы покоторым существенно ниже. Оставшиеся два запуска были осуществлены попрограмме Министерства обороны ине страховались.
Наснижение премии особенно повлияли сокращение запусков «Протонов» после аварийного запуска космического аппарата (КА) Mexsat-1 иполная остановка запусков после аномалии вработе двигателя второй ступени при запуске КАIntelsat-31 9июня 2016 года. Кконцу года стало известно одефектах вовсей партии двигателей «Протонов», врезультате чего сроки возобновления стартов были перенесены.
Вследующие три года сборы «космических» страховщиков также, скорее всего, будут сравнительно небольшими. В2017 году настрахование космических аппаратов иответственности при ихзапусках государство выделит622,3 млнруб., в2018 году—625,9млн, еще через год—612,8млн.
Участники рынка рассчитывают, что «Роскосмос» начнет также включать вдоговор настрахование пусков транспортных кораблей «Прогресс» грузы, которые тедоставляют наМКС. Досих пор встраховую сумму включалась только стоимость ракеты икорабля.
Избыточная емкость
Пословам директора поандеррайтингу специальных видов страхования СОГАЗа Антона Додонова, свой вклад всокращение объемов премии пострахованию космических рисков внесла общая тенденция снижения тарифов настраховом рынке. «Международный рынок находится в«мягкой» фазе, избыток капитала проявляется ив избыточном предложении перестраховочной емкости, что ведет кснижению ставок»,— отмечаетон.
Тарифы пострахованию гражданской ответственности последние несколько лет колеблются внебольшом диапазоне0,11–0,13% отстраховой суммы, так как крупных убытков вэтом сегменте заявлено небыло. Авот тарифы позапускам существенно менялись. Как объясняет вице-президент «Ингосстраха» Александр Подчуфаров, ставки позапуску «Протона» внесколько раз выше ставок подругим, технически надежным ракетам-носителям. После аварийного запуска мексиканского КАMexsat-1 16мая 2015 года тарифы назапуски «Протонов» вышли науровень10,5% отстраховой суммы. Внынешнем году уровень ставок достиг 13% отстраховой суммы, после того как был обнаружен дефект вдвигателях второй итретьей ступеней РН«Протон» ипроизводитель отозвал 71двигатель.
Сейчас самыми конкурентными нарынке остаются ставки назапуски ракеты-носителя Ariane-5 Европейского космического агентства. 17октября 2016 года Ariane-5 осуществила свой рекордный 75-й успешный запуск, отправив наорбиту четыре спутника Galileo. Врезультате ставки назапуски Ariane-5 достигли исторического минимума— 2% отстраховой суммы. Для сравнения: пять лет назад разница между ставками по«Протону» иAriane-5 составляла менее одного процентного пункта.
Ставки пострахованию наорбите также существенно изменились. В2014 году пострахованию орбитальных группировок «Экспресс» и«Ямал» они котировались вдиапазоне2,9–4% отстраховой суммы, взависимости оттехнического состояния спутника. Кнастоящему моменту группировки пополнились иностранными космическими аппаратами, идиапазон ставок существенно снизился. Для надежных спутников они находятся науровне0,5–1,95%.
Как рассказывает заместитель генерального директора «АльфаСтрахования» Илья Кабачник, наиболее ярким примером является снижение тарифов пострахованию запусков РН«Союз». «По нашим оценкам, впрошлом году страхование запусков осуществлялось потарифам ниже минимального уровня рентабельности. Инеудачный запуск РН«Союз-У» сТГК «Прогресс МС-04» вконце прошлого года, ксожалению, подтвердил правоту наших суждений. Вэтом году страховой рынок немог неотреагировать наурегулированный убыток, истраховые тарифы для РН«Союз» выросли доуровня5,5–6,5% отстраховой суммы наодин запуск, тогда как впрошлом году тарифы находились науровне 4–4,5% зазапуск»,— комментирует Илья Кабачник.
Подстраховать страховщиков
В2016 году нарынок страхования космических рисков стала давить тяжесть потерь, полученных годом ранее. Аварии российской ракетно-космической техники обернулись убытками в$660млн. Пословам Александра Подчуфарова, последней каплей стала гибель спутника Amos-5, врезультате чего возникла ситуация, которую можно назвать «кризисом доверия» международных андеррайтеров кроссийской космической технике. Многие изних отказались страховать запуски иэксплуатацию российских аппаратов, другие вносили впокрытие исключения, которые ставили под сомнение целесообразность страхования вообще, ивсе говорили оповышении ставок. Вконце 2016 года тарифы настрахование российских спутников связи были примерно вдва—четыре раза выше, чем настрахование спутников связи иностранного производства, объясняет Антон Додонов.
Вконце прошлого года вРоссии начала работу Российская национальная перестраховочная компания (РНПК). Итеперь, пословам Ильи Кабачника, проекты состраховыми суммами в3–4 млрдруб. могут быть обеспечены страховой иперестраховочной защитой при помощи только российского рынка. Тем неменее зарубежный рынок готов брать насебя обязательства пороссийским рискам наприемлемых условиях. Поэтому при страховании наиболее крупных космических проектов, где страховые суммы могут достигать $150–200 млн наодин запуск, можно рассчитывать наих поддержку.
Притяжение компенсаций
Запоследние годы вРоссии произошло несколько космических аварий, что негативно отразилось набизнесе отечественных страховщиков. В2015 году состартового комплекса космодрома Байконур был произведен запуск ракеты-носителя «Союз-2.1А» странспортным грузовым кораблем «Прогресс М-27М». Космический корабль отделился оттретьей ступени ракеты-носителя, ноиз-за некорректной работы ступени «Союз-2.1А» невышел нарасчетную орбиту исгорел. Сумма выплаты составила1,937 млрдруб., состраховщиками были СОГАЗ и«Ингосстрах». Вноябре 2015 года была утеряна связь сAmos-5— геостационарным телекоммуникационным спутником, изготовленным АО«Информационные спутниковые системы» имени академикаМ.Ф. Решетнева» для израильского оператора Space Communication. Аппарат был потерян. Amos-5 был застрахован на$158,5млн, доля СОГАЗа как состраховщика составляла $2,5млн.
Вдекабре 2016 года после пуска ракеты-носителя «Союз-У» потерпел аварию транспортный грузовой корабль «Прогресс МС-04». Выплата оценивается в2,135 млрдруб., страховщиком выступило «ВТБ Страхование».