За год — с октября 2014 по октябрь 2015 года — количество заведений, называющих себя столовыми и имеющих средние чеки до 270 руб., в 15 крупнейших городах России увеличилось на 36,9%, до 2355 заведений.
Рынок все меньше
Количество столовых для РБК подсчитала компания 2ГИС: она составляет электронные карты российских городов, в том числе собирает справочную информацию о коммерческих предприятиях: адреса, профиль и т.д. В выборку, по словам представителя 2ГИС, попали общедоступные (не корпоративные) заведения со средним чеком в диапазоне 120–270 руб., позиционирующие себя именно как столовые и работающие в 15 городах России с населением более 1 млн человек, включая Москву и Санкт-Петербург.
Самый большой прирост столовых показали Ростов-на-Дону и Челябинск: там количество таких заведений за год выросло более чем на 80%, до 63 и 215 соответственно. В Москве число столовых увеличилось на 36,2%, до 463, в Петербурге — на 52,2%, до 341.
Весь рынок общепита в России сокращается: по данным Росстата, за восемь месяцев 2015 года его оборот по сравнению с аналогичным периодом 2014-го упал на 6%, до 808,8 млрд руб. По итогам 2014 года рынок еще показывал небольшой рост к 2013-му — на 1,6%, до 1,2 трлн руб. Данные 2ГИС тоже показывают общую стагнацию в сегменте ресторанов.
В офис со своей едой
По мнению исполнительного директора консалтинговой компании RestCon Андрея Петракова, определенная переориентация спроса в более дешевый сегмент со стороны потребителя есть: данные 2ГИС подтверждает исполнительный директор группы компаний «Столовая №1 Копейка» (в сеть входят 15 ресторанов в Петербурге, средний чек — 110–150 руб.) Юлия Добрынина: по ее наблюдениям, число столовых в Петербурге действительно быстро растет. «В кризис люди хотят сократить свои затраты и начинают питаться в более бюджетных местах, — объясняет она. — Я знаю, что сейчас некоторые рестораны даже переформатируются под столовые, чтобы дать потребителю то, что он хочет».
По наблюдениям заместителя гендиректора сети столовых «Важная персона» Руслана Ибрагимова, относительно прошлого года спрос даже в столовых упал примерно на 15%: «Чаще всего в наши столовые посетители ходят в обеденный перерыв, — говорит он. — В этом году, судя по всему, люди стали экономнее и носят еду с собой в офис. Кроме того, если раньше посетители брали и салат, и суп, то теперь они выбирают что-то одно».
«В любой кризис фастфуд, стритфуд и столовые чувствуют себя лучше — это очевидно, — говорит совладелец ресторанного холдинга Hurma Management Group («Куклы Пистолеты», «Дорогая, я перезвоню») Дмитрий Левицкий. — Мы на своих ресторанах оттока клиентов не почувствовали. Наши рестораны работают в среднем сегменте, а по моим наблюдениям, больше всего пострадал сегмент выше среднего».
Владелец ресторанов «Март», «Квартира 44», «Меркато» Николай Борисов утверждает, что в 2008-м был действительно сильный отток клиентов — заведения едва выживали, но «сейчас такого нет»: «Потребители уже перестали бояться скачков доллара и евро и продолжают ходить в рестораны».