7, Сентябрь 2016

Оборона на два фронта

Режим западных санкций, сложности с бюджетом и, с другой стороны, достижения научно-технического прогресса заставляют российские власти проводить двоякую политику закупки вооружений: возвращаться к более дешевым старым образцам и одновременно делать ставку на новое высокотехнологичное оружие.


Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Новые реалии

Закупки насумму около 5трлнруб., предусмотренные госпрограммой вооружений (ГПВ-2015), охватывающей период с2007 по2015год, завершились. В2011 году была принята новая госпрограмма напериод до2020 года, при разработке которой ставилась задача довести долю нового вооружения воснащении вооруженных сил до70%. Формально ГПВ-2020 продолжает действовать, ноде-факто готовится новая редакция документа сучетом изменения ситуации встране имире. Когда она начнет выполняться, пока неясно. Основными причинами этого являются сложность разработки подобного документа вусловиях напряженной геополитической ситуации ипродолжающаяся стагнация вэкономике страны.

Геополитическая ситуация характеризуется обострением отношений сЗападом ирастущим противостоянием ВСРоссии иНАТО. Иностранные эксперты иобозреватели даже используют термины Cold War2.0 иCold War Lite («Холодная война2.0» и«Легкий вариант холодной войны»),что, возможно, иявляется натяжкой, нов целом точно отражает особенность момента.

Чтобы недать холодной войне перейти в«горячую», нужны эффективные силы стратегического ядерного сдерживания. Стоящие навооружении ракеты «Тополь» дополняются более новыми «Ярс» сразделяющимися головными частями, ана смену морской жидкостной ракете «Синева» идет «Лайнер». Свведением встрой новых атомных ракетоносцев растет количество размещенных наних твердотопливных ракет «Булава-30». Дополнением кядерному сдерживанию идут высокоточные крылатые ракеты комплексов морского иберегового базирования «Калибр», «Оникс» и«Бастион», мобильные наземные «Искандер-М».

Стехнологической иорганизационной точек зрения изменения взакупочной политике Минобороны РФожидаются всвязи собразованием в2015 году Воздушно-космических сил (ВКС) как вида Вооруженных сил РФпутем объединения ВВС иВойск воздушно-космической обороны. ВВКС последовательно «растворились» космические войска, ПВО иармейская авиация. Слияния исмена вывески отражают необходимость следовать научно-техническому прогрессу иновым веяниям военного искусства. Спутники радиолокационной, оптической, радиотехнической разведки, беспилотные летательные аппараты— «глаза иуши» современных вооруженныхсил, построенных для ведения «сетевых войн» (network-centric warfare), атакже набирающих моду «гибридных».

Упор при этом делается нена дальнейшее усиление мощи кинетического воздействия напротивника, ана своевременное обнаружение иопознавание мобильных целей, передачу информации оних врежиме реального времени накомандные пункты исредства поражения. Многие изсоответствующих технологий встране разработаны, ноесть ипробелы. Например, вСирии наши военнослужащие используют дистанционно-пилотируемые беспилотники (ДПЛА) «Форпост» сизраильскими «корнями». По-видимому, закупка современных беспилотников получит продолжение, иу России вскоре появятся ударные аппараты собственной разработки.

«Сетевые» и«гибридные» войны немыслимы без систем электронного противодействия. Отсюда— повышенный интерес наших военных ксистемам радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Ввойска поступили первые комплексы «Красуха», «Москва», «Рычаг-АВ», «Хибины» идр.

Россия традиционно сильна всистемахПВО. Последовательно развивается линейка систем дальнего действия (С-300, С-400 иС-500), что сопровождается увеличением дальности огневого поражения, повышением возможностей попоражению скоростных баллистических целей инизколетящих крылатых ракет. Всостав комплекса включаются радиолокационные станции иракеты нескольких типов, чего раньше небыло. Расширяется линейка РЛС иих количество ввойсках, появляются мобильные радиолокационные системы, способные наблюдать иза воздушными, иза космическими целями.

Допоры забытое старое

Рассматривая закупочную политику Минобороны России вконтексте геополитики, следует особо обратить внимание надва момента.

Первое— политика «импортозамещения», которую приходится претворять напрактике, так как приток нужных комплектующих исредств производства сЗапада после событий конца 2013— начала 2014 года сокращается, аУкраина так ивовсе полностью запретила ВТС свосточным соседом.

Второе— экономические санкции Запада, введенные вконце прошлого года вотношении предприятий отечественногоОПК, инаправленные прежде всего наухудшение ихфинансового состояния. Вместе спадением цен нанефть иснижением курса национальной валюты это заставляет высшее политическое руководство страны основательно задуматься оболее рациональном использовании имеющихся финансовых ресурсов, втом числе— закупочного бюджета МОРФ.

Отсюда инаметившаяся тенденция кзакупкам уже принятых навооружение изделий иих «немного улучшенных» вариантов (с уменьшением доли импортных комплектующих) вместо машин следующего поколения, находящихся вразработке ина испытаниях.Так, запоследние несколько лет увеличились заказы наатомные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 955 «Борей» (с шести довосьми, включая пять модификаций «Борей-А»), многоцелевые истребители Су-35С (удвоение заказа доста единиц) иСу-30СМ, фронтовые бомбардировщики Су-34 (поставлена сотня, войска ожидают еще столькоже), учебно-боевые самолеты Як-130 (получено досемидесяти, заказ вырос более чем доста, до2020 года ожидается полторы сотни).

Одновременно перенесены наболее отдаленную перспективу постройка полностью нового ракетоносца имассовые закупки истребителя пятого поколения Т-50, также известного как Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА).

Более того, министр обороны РФчетко поставил перед промышленностью задачу возобновления производства Ту-160, созданного еще всоветские времена. Понятно, что сразу два типа стратегических бомбардировщиков параллельно наодном заводе выпускаться небудут; соответственно, реализация проекта Перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) переносится наболее далекую перспективу.

Нечто подобное наблюдается ипо тематике многоцелевых подводных лодок, хотя здесь решения пока еще неоформлены окончательно. Представляется, что определенные круги военных предпочитают увеличение заказа наатомные субмарины проекта 885М «Ясень» более раннему освоению на«Севмаше» атомохода следующего поколения (в печати проходит как проект «Хаски») идизель-электрических подводных лодок проекта636.3 вместо перевода «Адмиралтейских верфей» намассовый выпуск лодок проекта 677 «Лада» изатем— перспективной «Калины».

Снижение, азатем иполное прекращение поставок сУкраины турбовинтовых авиадвигателей семейства ТВ3-117 вклассе мощности 2500л.с. производства «Мотор-Сич» привело кпрекращению производства Ан-140 насамарском «Авиакоре»— этот турбовинтовой самолет на48 мест приобретало Министерство обороныРФ. Атакже кснижению объема выпуска вертолетов Ми-8/17 идругих моделей разработки ОКБим.М.Л. Миля иН.И. Камова. Майское заявление «Вертолетов России» отом, что Минобороны согласилось выступить стартовым заказчиком новейшего Ми-38 (разработан насмену Ми-8) вполностью отечественной комплектации, является практическим подтверждением политики замещения импорта полинии продукции этого холдинга.

Следует ожидать идругих «отказов» Минобороны отстарых моделей авиатехники впользу новых (включая модификации), если последние будут идти вполностью российском исполнении. Вэтом контексте можно ожидать положительных решений впользу закупок ударных вертолетов Ми-28НМ смоторами ВК-2500 или ТВ-7-117 (вместо серийного Ми-28Н сТВ3-117), морских вертолетов, создаваемых попроекту «Минога» (вместо продолжения серии Ка-27), атакже легких вертолетов Ка-226 и«Ансат» вварианте сотечественными ВК-800 (вместо серийных сфранцузскими иканадскими силовыми установками). Возможен запуск всерийное производство разработанного ранее, но«положенного наполку» ввиду наличия сильных иностранных конкурентов турбовинтового двигателя РД-600 вклассе 1300–1500л.с., авместе сним ивертолетов среднего класса Ка-60/62.

Тяжелая ситуация вотношениях сКиевом сказывается назатягивании сроков сдачи серии надводных боевых кораблей класса «фрегат» и«корвет» попричине прекращения поставок морских газовых турбин производства украинского «Зоря-Машпроект». Здесь Минобороны РФпридется принимать радикальные решения. Варианты— постановка выпуска газовых турбин вРоссии, закупка таковых вКитае, увеличение закупок дизельных иатомных кораблей взамен газотурбинных.

Экспортный акцент

Рассуждая озакупочной политике МОРФ, следует учитывать еще одно важное обстоятельство— экспортную зависимость отечественногоОПК. Крупнейший импортер российских ВиВТ— Индия, которая четко проводит собственную закупочную политику ине собирается менять еев угоду внешним игрокам. Между тем врамках соглашения 1996 года Индия разместила заказы на272 Су-30МКИ споставками по2017год, что вразы превосходит закупки тяжелых многоцелевых истребителей суправляемым вектором тяги для МинобороныРФ. Врамках соглашения 2001 года Индия приобрела порядка тысячи танков Т-90С ипродолжает ихвыпуск полицензии, тогда как Россия закупила себе менее пятисот Т-90 всех модификаций. Дизель-электрических подводных лодок семейства «Варшавянка» вварианте скрылатыми ракетами виндийском флоте девять (все— проекта 877ЭКМ), тогда как наш флот имеет лишь четыре корабля проекта636.3. Палубных истребителей МиГ-29К/КУБ Россия закупила 24единицы, Индия—45, фрегатов проекта 11356— три ишесть соответственно (из числа принятых всостав).

Аналогичные примеры можно привести ипо Китаю. Начиная с1991 года онзакупил, построил полицензии ивне рамок последней несколько сот истребителей семейства Су-27/Су-30, что существенно превосходит закупки врассматриваемый период аналогичной техники ее«главным заказчиком». Наэти самолеты, атакже J-10 иFC-1 (JF-17) устанавливаются российские двигатели АЛ-31Ф/ФН иРД-93, причем ихпоставки вКитай превышают закупки МинобороныРФ.

Отполучения экспортных заказов зависит исудьба семейства боевых машин наобщей платформе «Армата», вкоторую входят основной боевой танк Т-14, боевая машина пехоты Т-15, самоходная гаубица 2С35 «Коалиция-СВ» идр. Впервые они были представлены напарадах Победы 2015 и2016 годов. Стоимость одной машины оценивается всумму от250 до400 млнруб. (для сравнения: засерийный Т-90АМ Минобороны РФплатило 118 млнруб.). Наше военное ведомство декларировало желание приобрести 2300 таких машин до2020 года. Вместе стем интересно отметить, что разработка нового танка началась в2009 году, когда пришлось закрыть предыдущие проекты, включая «Черный орел», причем решающим фактором стало отсутствие иностранных заказов. Ас целью вызвать интерес состороны Индии, Китая идругих стран разработчики «Арматы» постарались сделать еестоль технологически продвинутой, что даже установили радар сактивной фазированной решеткой (АФАР) — модификацию такового систребителя Т-50.

Источник