16, Сентябрь 2020

«Образование может перейти сразу к самым передовым технологиям»

Как цифровизация позволит сделать качественный рывок в образовании, РБК+ рассказал заместитель генерального директора Huawei Enterprise в регионе Евразия Александр Столяров.

— Половина российских учителей ипреподавателей вузов оказались технически иметодически неготовы кработе онлайн— таковы результаты мартовского опроса Аналитического центра НАФИ. Как выоцениваете цифровизацию образования встране?

— Вопрос цифровизации образования действительно стоит достаточно остро. Экономика идет всторону цифровизации отраслей, передовые технологии начинают играть все большую роль вформировании дополнительных доходов бюджета страны. Иименно образование способно сформировать необходимую цифровую среду, человеческий капитал для создания высокотехнологичных продуктов свысокой добавочной стоимостью.

На данный момент развитие цифровой инфраструктуры вобразовании ипроникновение информационных технологий вучебный процесс иорганизацию работы учебных заведений очень разнородное: есть, например, высшие школы, которые оборудованы попоследнему слову техники, иесть вузы, особенно региональные, которые серьезно технологически отстают.

Сейчас вкакой-то степени это даже преимущество для рывка: дело втом, что чем меньше наначальном этапе модернизации устаревших технологий, тем проще происходит сама модернизация. ВСША, например, вначале 2000-х причиной медленного развития оптоволоконной широкополосной сети Интернет были применявшиеся натерритории страны решения 1980-х и1990-х годов, вчастности ADSL или модемная технология подключения. Чем больше средств компании изначально инвестировали вто или иное решение, тем медленнее они стараются переходить кновым технологиям.

Поэтому унашей системы образования есть серьезная возможность шагнуть далеко вперед, ксамым передовым цифровым технологиям. Изадача государства ибизнеса— ейв этом помочь.

— Технологии обновляются достаточно быстро. Что позволит выстраивать инфраструктурутак, чтобы завремя модернизации непроизошло устаревания иотставания вцифровом развитии образовательных учреждений?

— Вотличие, например, отмобильных телефонов, которые действительно обновляются каждые три года, решения для корпоративного сектора устаревают значительно медленнее, ихбазовый функционал сохраняет свою актуальность пять, семь, десятьлет.

При этом, чтобы цифровизировать образование, даи впринципе любую другую отрасль государственного сектора или бизнеса, важно создать правильную платформу— базу изопределенных технологий передачи данных, вычислительных технологий, которая моглабы легко масштабироваться.

При необходимости такую платформу всегда можно расширить или сократить иперенести часть инфраструктуры вболее актуальные для тогоже университета среды. Это залог продолжительности жизни используемых образовательным учреждением цифровых технологий. Нонеобходимо четко понимать, куда будет развиваться университет сточки зренияИТ.

Например, вуз может создать определенную базу, которой будет достаточно, чтобы большие объемы информации могли спокойно передаваться неограниченному числу абонентов внутри университетской сети. Кроме того, потребуется достаточное количество вычислительных мощностей— высокопроизводительных кластеров (High Performance Computing) для научных исследований. Как только этот базис создан, вдальнейшем непроблема добавить туда определенное количество сервисов. Небудет проблемой, допустим, предоставить доступ всеть еще двумстам студентам нового факультета или расширить число серверов вычислительного кластера под научную группу, выигравшую грант накакую-то разработку.

По такому принципу фактически выстраивается любое цифровое расширение иработа практически любого учреждения, будь оно образовательное или медицинское, государственное или коммерческое.

— Какие технологии сегодня обеспечивают такое масштабирование?

— Один изнаиболее интересных иперспективных инструментов— беспроводная высокоскоростная локальная сеть шестого поколения (Wi-Fi 6). Это следующий шаг вудобстве работы внутри корпоративной или кампусной сети, развитии интернета вещей ивозможности использования вобразовательном процессе принципиально новых приложений исервисов, втом числе таких ресурсоемких, как дополненная ивиртуальная реальность (AR/VR).

Убежден, что свнедрением VR- иAR-технологий будет связан качественный рывок вобразовании: они позволят перейти отплоскостного уровня познания кобъемному, отражающему целостную, адекватно соответствующую реальной действительности модель изучаемого явления, будь томолекула, кристаллическая решетка или человеческий орган, иповысят понимание иусвоение естественнонаучных дисциплин— биологии, химии, физики.

На сегодняшний день основным сдерживающим фактором является сетевая инфраструктура. Иесли увас ваудитории тридцать студентов, которые работают, например, ввиртуальной лаборатории— аэто постоянный обмен данными, тонужна хорошая пропускная способность ивычислительные мощности. Поколение людей, которые станут основными потребителями виртуальных технологий, уже привыкло копределенному уровню скорости икомфорта при работе сприложениями. Любые задержки, перебои, ограничения вудобстве грозят обернуться потерей внимания иинтереса состороны аудитории.

Технология Wi-Fi 6позволяет вчетыре раза увеличить пропускную способность сети ичисло подключаемых пользователей посравнению ссетью пятого поколения иснижает задержку с30 до10мс. Это дает возможность обеспечить новый уровень сервиса натой необходимой скорости передачи данных, ккоторому уже привыкает новое поколение, иделает это потребление интересным иинтерактивным.

Недостаточную пропускную способность сети многие ощутили насебе впериод самоизоляции: например, родители сталкивались спроблемами, когда пытались издома подключиться крабочей видеоконференции или вебинару, вто время как ихдети проходили онлайн-обучение. Сеть просто несправлялась снагрузкой. Тоже самое сейчас происходит вофисах, так как большая часть общения сотрудников мигрировала вонлайн, неговоря уже овузах, где число пользователей сети сравнимо скрупным производством, ато изначительно больше.

На сегодняшний день Wi-Fi 6— это перспективная технология, которая активно тестируется ивнедряется вкорпоративных икампусных сетях. Однако яуверен, что сучетом возросших требований популярных онлайн-сервисов кпропускной способности, аглавное, быстрого привыкания человека ковсему хорошему она станет общепринятой ина массовом рынке.

— Вчем особенность инфраструктуры для образования— скорость передачи данных, емкость, масштабируемость?

—Да, впервую очередь это гибкость платформы, тоесть возможность быстро икачественно, особенно если мыработаем смолодежью, давать все необходимые сервисы, которые имнужны для получения определенного результата. Сточки зрения ИТтехнологии должны быть гибкими, быстрыми, емкими.

Но есть идругая составляющая— возможность реализации научных идей. Ярким примером является Кремниевая долина:да, там есть огромные инвестиции ивысокотехнологичные лаборатории, которые могут дать студентам все необходимые инструменты. Новсе-таки главное, что там есть,— платформа для диалога между образованием, бизнесом игосударством, заинтересованность бизнеса вреализации лучших идей ивозможность студентов реализовать свои амбиции.

— Унас есть потенциал ктакому взаимодействию?

—Да, конечно. Унас, например, много образовательных программ, связанных как сосредним, так ис высшим образованием. ИКТ-академии Huawei работают вМГТУ имени Баумана, НИУВШЭ, МИСиС, СПбГУТ, ИТМО имногих других вузах страны. Мыстараемся активно инвестировать вобучение школьников истудентов. Содной стороны, это достаточно серьезное кадровое подспорье для нас как для бизнеса. Нов первую очередь мыпытаемся вместе срегиональными правительствами обеспечить необходимый приток кадров вцифровизацию регионов.

У российского образования есть огромные преимущества— унас одна излучших вмире математических школ. Наша компания, например, нанимает очень много российских программистов для разработки внутренних продуктов. Необходимо лишь дополнить втом числе общеобразовательную программу передовыми технологиями, чтобы сошколы растить специалистов, которые будут востребованы вближайшие 10–15лет.

Создание экосистемы, которая позволит молодым специалистам реализовывать свой потенциал иамбиции, неуезжая изродного города, страны,— одна изосновных задач, стоящих перед образованием иперед теми образовательными программами, которые мына сегодняшний момент реализуем вРоссии.

Источник