Общероссийский народный фронт попросил МВД и Генпрокуратуру проверить действия охранников «Магнита», из-за которых возникают конфликты с покупателями. Инвесторов крупнейшей розничной сети эти проверки не обеспокоили.
«Подобные ситуации происходят не только в «Магните»
Новый скандал с потребителями в сети крупнейшего российского ретейлера «Магнит» стал предметом интереса Общероссийского народного фронта (ОНФ). После того как 3 марта сотрудники барнаульского «Магнита» обвинили двух 12-летних девочек в краже продуктов питания и «длительное время необоснованно удерживали их в подсобном помещении магазина» до приезда родителей, а Следственный комитет России возбудил уголовное дело по ч. 2 ст. 127 УК РФ («Незаконное лишение свободы в отношении заведомо несовершеннолетнего»), ОНФ направил обращения в МВД России и Генпрокуратуру с просьбой проверить действия охранной организации «Магнита» и внутренние предписания компании на предмет нарушения законодательства. Об этом сообщается на сайте ОНФ.
Пресс-служба Генеральной прокуратуры была недоступна в воскресенье. В МВД представитель сообщил, что обращения организаций и граждан рассматриваются в течение месяца.
Представитель центрального штаба Народного фронта депутат Госдумы Михаил Старшинов пояснил, что обращение в прокуратуру необходимо, чтобы разобраться в том, какие внутренние распоряжения есть в компании на случай подобных конфликтных ситуаций. Народный фронт начал получать обращения граждан еще после случая в Кронштадте. «В качестве объяснения от этой организации звучат слова, что такое поведение сотрудников – следствие выполнения ими внутренних инструкций, поэтому мы просим провести проверку и дать нам ответ», – говорит Старшинов. ОНФ также хочет понять, являются ли сотрудники охраны «Магнита» представителями частных охранных предприятий или же они штатные сотрудники ретейлера.
По данным исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейших ретейлеров России) Андрея Карпова, большинство торговых компаний для охраны торговых точек пользуются услугами сторонних компаний.
Обращение к главе МВД Владимиру Колокольцеву, по словам Старшинова, потребовалось для того, чтобы министерство, которое управляет лицензионно-разрешительной службой частных охранных предприятий, нормализовало ситуацию с поведением сотрудников ЧОП с потребителями. «Подобные ситуации происходят периодически, не только в «Магните», часто сотрудники охранного предприятия ведут себя не совсем адекватно ситуации, в которую попадают. Может быть, нужен системный подход к этим организациям и повышение стандартов качества работы этих компаний», – говорит представитель ОНФ. Он заверил, что речь идет не о претензиях к отдельно взятой компании, а о возможности нормализовать ситуацию в целом на потребительском рынке.
«Инвесторы в России привыкли ко многому»
Интерес к «Магниту» со стороны общественных организаций и надзорных ведомств обострился после громкой истории, которая произошла в магазине сети в начале февраля 2015 года в пригороде Петербурга Кронштадте. Сотрудники магазина «Магнит» заподозрили 81-летнюю покупательницу, блокадницу Раузу Галямову в краже. Они вызвали полицию, наряд доставил пожилую женщину в участок, где ей стало плохо. Полицейские вызвали скорую помощь, но женщина скончалась – по предварительным данным, от сердечной недостаточности. По факту гибели блокадницы Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении директора магазина Ольги Конюховой. Ей вменяют две статьи Уголовного кодекса РФ: «Самоуправство» и «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения должностных обязанностей». По версии следствия, Конюхова имела возможность принять «разумные превентивные меры», но спровоцировала конфликтную ситуацию, которая закончилась смертью человека. В настоящее время директор кронштадтского «Магнита» находится под подпиской о невыезде. Сам магазин закрыт на 25 дней по решению суда Санкт-Петербурга.
Одновременно Роструд объявил о планах проверить «Магнит» на предмет соблюдения норм безопасности. По информации ведомства, в торговой сети зафиксирован высокий уровень производственного травматизма: в 2014 году произошло 54 несчастных случая с работниками, погибли 14 работников. Проверял ли Роструд только «Магнит», была ли проверка плановой, неизвестно. Роструд не ответил на запрос РБК.
Такая активность властей в отношении крупнейшего ретейлера обеспокоила отрасль. АКОРТ сейчас разрабатывает этический кодекс общения с клиентами. Как говорил Карпов, в кодекс войдут правила, рекомендации и указания для сотрудников магазинов, которые не могут разрешить конфликтную ситуацию с потребителем.
Инвесторы «Магнита» не обеспокоены проверками ретейлера. Инцидент в кронштадтском магазине по времени совпал с размещением около 1% акций ретейлера из пакета основателя «Магнита» Сергея Галицкого. Оно прошло успешно и принесло Галицкому 9,8 млрд руб. Как объяснял тогда руководитель одного из фондов – держателей акций ретейлера, его не беспокоят проверки – инвесторы реагируют на реальные действия компании, ее показатели и количество новых магазинов.
«Инвесторы в России привыкли ко многому. Девальвация рубля, покупательная способность и изменение привычек потребителей – сейчас более серьезная причина для беспокойства инвесторов, чем даже попытки государства регулировать цены на полках», – объясняет управляющий директор Arbat Capital Юлия Бушуева.
В понедельник расписки «Магнита» на Лондонской фондовой бирже к закрытию потеряли в цене 0,98% (капитализация компании – $22,281 млрд).
Пресс-служба «Магнита» в выходные не отвечала на звонки.