22, Ноябрь 2017

Опора на будущее

Лизинг стал стимулом продаж во всех сегментах рынка, связанных с транспортом и строительством.

Объемы лизингового бизнеса вРоссии растут. Впервом полугодии 2017 года, поданным агентства RAEX («Эксперт РА»), объем лизинговых сделок вырос на55% посравнению саналогичным периодом 2016-го исоставил 427 млрдруб. Это рекордный результат завсю историю российского рынка лизинга. Общее количество сделок, заключенных втечение первых шести месяцев текущего года, выросло на27% ипревысило 80тыс. штук. Средняя сумма одной сделки увеличилась с6,5 млн до8 млнруб.

Увеличение объема лизингового бизнеса более чем натреть специалисты RAEX зафиксировали еще поитогам 2016-го— рынок вырос на36% исоставил 742 млрдруб., что соответствует показателю благополучного 2011 года. Особенно сильный рост был отмечен вчетвертом квартале, накоторый пришлось около 39% нового бизнеса за2016год.

Поддержку рынку лизинга оказали отложенный спрос, ряд крупных сделок иреализация госпрограмм посубсидированию продаж транспорта, утверждают эксперты. Основные участники рынка смогли удешевить свои источники фондирования, отмечает руководитель юридической компании «Право ипрактика» Алексей Никитин. «Например, «Сбербанк Лизинг», лидер рынка поитогам первого полугодия 2017-го, преодолел последствия введения американских санкций инарастил объемы нового бизнеса на187% посравнению саналогичным периодом прошлого года»,— говорит эксперт.

Повсем фронтам

Рост количества иобъемов сделок наблюдается вовсех сегментах лизингового рынка. Например, прирост объема нового бизнеса всекторе железнодорожной техники впервом полугодии 2017-го каналогичному периоду прошлого года составил 77%. Это результат реализации спроса навагоны нового поколения иобщего оживления нарынке перевозок— летом 2017 года суточная ставка аренды наполувагоны выросла с350–400руб. до1500–1700руб. «Учитывая сохраняющуюся положительную тенденцию нарынке угля ипредстоящий вывод изэксплуатации достаточно большого количества вагонов, рынок железнодорожных перевозок закрепляется навысоких ставках, что положительно сказывается наразвитии этого сегмента лизинга»,— констатирует Алексей Никитин.

Еще более серьезная прибавка наблюдается всегменте воздушной техники. Поданным RAEX, завторую половину прошлого года ипервую текущего объем сделок савиатранспортом увеличился на91%. ВРоссии активно реализуется ряд государственных программ поподдержке аренды российских судов Sukhoi Superjet 100 исанитарных вертолетов «Ансат». Кроме того, весной 2017 года вРоссии было локализовано производство малых самолетов L-410, которые закупают Минобороны имедицинские ведомства. Наконец, важным стимулом отрасли стал уход компании «ВИМ-Авиа» срынка при сохранении тренда нарост пассажиропотока, напоминает Алексей Никитин.

Рынок лизинга растет вслед заростом спроса настроительную технику, вызваннного оживлением жилищного идорожного строительства. Пословам руководителя JCB Finance вРоссии иСНГ Оксаны Евтушевской, отрасль вернулась кактивной реализации отложенных вкризис инвестиционных проектов. Рост вэтом сегменте связан также соснижением ключевой ставки Центробанка истоимости фондирования для лизинговых компаний, атакже запуском втекущем году госпрограммы поддержки лизинга спецтехники сотработанным иэффективным механизмом субсидирования.

Помимо госпрограмм субсидирования лизинга производители спецтехники предлагают клиентам также собственные финансовые программы, итренд нарост доли продаж спецтехники влизинг, помнению Оксаны Евтушевской, сохранится в2018 году. Аналогичную тенденцию отмечает член правления «Carcade лизинг» Дмитрий Чернышев: «Количество лизинговых сделок встроительном сегменте унашей компании выросло на59% посравнению спрошлым годом».

Скоростной режим

Самым динамичным сегментом рынка эксперты считают автомобильный лизинг, объемы которого растут четвертый год подряд. Впервом полугодии 2017-го доля автолизинга вобъеме нового бизнеса составила 35%. Поданным RAEX, прирост объема лизингового бизнеса вгрузовом сегменте составил 55%, влегковом— 24%. Сегодня две трети грузовиков оформляются подоговорам лизинга.

Пооценкам агентства, общая доля лизинга наавтомобильном рынке запоследние годы выросла с5 до10%. Высокие показатели лизингового бизнеса вэтом сегменте впервом полугодии 2017-го связаны свосстановлением экономики, удешевлением ресурсов иувеличивающейся потребностью бизнеса вобновлении изношенных автопарков, утверждает Дмитрий Чернышев.

Производители идилеры начали активнее работать слизинговыми компаниями, асамую мощную поддержку автомобильному сегменту оказала программа льготного лизинга Минпромторга. Впервом полугодии сиспользованием госпрограммы был реализован каждый пятый автомобиль. Запоследние два года погоспрограммам было продано более 70тыс. машин. Абез субсидий, пооценкам RAEX, доля лизинга всовокупных продажах новых грузовых илегковых автомобилей достиглабы только 8%.

При этом специалисты лизингового рынка отмечают некоторый перекос впользу грузовой техники. Существующие программы господдержки больше ориентированы наподдержку рынка грузового транспорта, идоля лизинга нанем продолжает расти быстрыми темпами. Аобновление условий госпрограмм всередине года, когда субсидия погрузовому автотранспорту испецтехнике была увеличена с10 до12,5% отстоимости транспортного средства, позволит привлечь наэтот рынок новых клиентов.

Рынок лизинга легкового транспорта растет заметно медленнее ина фоне грузового сегмента даже теряет позиции. Поданным RAEX, проникновение лизинга впродажи легкового автотранспорта впервом полугодии 2017 года снизилось с8 до5%, хотя вколичественном иденежном выражении объемы сделок растут. «В абсолютном выражении объем сегмента прирастает второй год подряд. Поитогам первого полугодия объем лизинга легковых автомобилей достиг 86млрдруб. против 55млрд годом ранее. Сучетом роста производства легковых автомобилей объем лизингового бизнеса вэтом сегменте поитогам года вырастет на30%»,— подсчитал ведущий аналитик RAEX Павел Жолобов.

Перспективы рынка

Сегодня лизинговые продажи влегковом сегменте восновном обеспечивают корпоративные сделки скрупными автопарками итаксомоторными компаниями. Вусловиях кризиса рынок хорошо принимал все новые финансовые инструменты, напоминает заместитель гендиректора каршеринга «Делимобиль» Станислав Грошов. «Столкнувшись соспадом оплаченного спроса, автопроизводители стали активно раздавать машины вдолг. Стали расти бизнесы, построенные напродаже права аренды, например каршеринг»,— утверждает эксперт. эксперт. Новые проекты всфере каршеринга нацелены нарегиональные рынки.

Распространение нафизлиц иИП программы льготного лизинга легковых автомобилей, произведенных вРоссии, должно стимулировать рынок вконце этого года— соответствующая программа действует с25 октября по1 декабря.

Однако для частного покупателя такая форма финансирования по-прежнему остается экзотикой. «Лизинг для физических лиц нетак востребован, как более традиционный продукт— кредит. Большая часть наших клиентов рассматривает лизинг для физических лиц поостаточному принципу, покрайней мере пока»,— объясняет руководитель отдела корпоративных продаж компании «Авилон BMW» Надежда Фролова (отом, почему эта схема мало популярна участных покупателей,см. нас. 2).

Аналитики RAEX полагают, что при сохранении позитивных трендов экономики ипродолжении программ господдержки общий объем рынка лизинга кконцу года вырастет на15% идостигнет рекордных 850 млрдруб. Такой сценарий считается реальным при уровне инфляции неболее 4% годовых иподдержании ключевой ставки ЦБна уровне 8–8,25% годовых.

Дальнейшему росту популярности лизинга помогут системные изменения, которые вводят ЦБи Министерство финансов. Дмитрий Чернышев утверждает, что перенастройка бизнеса, принятие единой для всех участников рынка формы отчетности иоцифровка многих бизнес-процессов дадут новый импульс для развития лизинга.

Источник