В октябре российский авторынок ускорил падение: продажи автомобилей снизились на 38,5%, до 130 тыс. машин. Участники рынка полагают, что худшими в году станут ноябрь и декабрь.
Падение на подорожании
В октябре в России было продано менее 130 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) — на 38,5% меньше, чем за тот же месяц прошлого года, отчиталась Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). В целом за 10 месяцев объем рынка составил 1,3 млн машин (-33,6%).
По сравнению с предыдущими месяцами в октябре продажи ускорили темпы падения: в сентябре спад составлял 28,6%, в августе — 19,7%. Динамику авторынка толкает вниз сентябрьское повышение цен, считает директор по продажам «АвтоСпецЦентра» Александр Зиновьев. По его оценкам, с лета машины подорожали в среднем на 10–15%. Кроме того, добавляет дилер, на октябрьских результатах сказался эффект смещения спроса из-за высоких продаж в августе.
По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, давление на рынок также оказывают стабилизация курса рубля и приостановка госпрограммы обновления автопарка, по которой при сдаче в утилизацию или trade-in покупатель получает скидку 40–350 тыс. руб. на покупку нового автомобиля. По состоянию на 1 ноября по данной программе с начала года было продано более 280 тыс. автомобилей, сообщил Минпромторг.
Лидеры и аутсайдеры
Крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ в октябре снизил продажи на 46%, до 20,6 тыс. машин. Октябрь стал худшим месяцем для завода в этом году. Предыдущий максимум падения компания зафиксировала в сентябре (-41%; 21,7 тыс. Lada). Ближайшие конкуренты АвтоВАЗа —
корейские Kia и Hyundai — в октяб-
ре снизили продажи на 17 и 8% соответственно.
Из первой десятки самых продаваемых автомобильных брендов наибольшее падение показали Nissan (-49%; 6,1 тыс. машин), Toyota (-48%; 6,7 тыс. машин) и АвтоВАЗ. Лучше всех дела шли у Hyundai, Kia и Volkswagen (-26%; 6,9 тыс. машин).
Среди отдельных моделей некогда бессменный лидер рейтинга Lada Granta четвертый месяц подряд уступает первое место Hyundai Solaris. Помимо Solaris и Granta в этом списке Kia New Rio, Volkswagen Polo, Renault Duster, Renault Logan, Renault Sandero, Chevrolet Niva, Lada Largus и Lada Kalina.
Как автопроизводители борются с кризисом
Часть автопроизводителей пытаются удержать продажи за счет вывода на рынок новых и обновленных моделей. У Kia, например, в этом году было девять новинок, у Toyota — пять, три — у Renault и т.д.
Другие объявляют специальные предложения. Например, BMW запустила программу, по которой при покупке BMW 3-й серии клиент получает бесплатное ТО на 100 тыс. км без ограничений по году. «То есть в среднем на ближайшие пять—семь лет владелец автомобиля может забыть о тратах на регулярные визиты в дилерский центр», — говорит директор по корпоративным коммуникациям «BMW Group Россия» Василий Мельников.
Еще одна часть автопроизводителей удерживают конкурентные цены. «Если в целом по рынку за год средняя цена автомобиля увеличилась на 21%, то рекомендованные розничные цены на автомобили Kia за тот же период были пересмотрены на 16%», — заявили в российском представительстве корейской компании.
Худшее впереди
Октябрь не худший месяц для российского авторынка в этом году: например, в марте продажи автомобилей упали на 42,5%. Но худшее впереди, предупреждают участники рынка. В ноябре продажи автомобилей могут упасть еще ниже, не исключают в «АвтоСпецЦентре». «Пока по количеству заключенных контрактов на покупку автомобиля ноябрь уступает результатам предыдущего месяца», — говорит он. По оценке президента Российской ассоциации автодилеров Владимира Моженкова, по итогам ноября в России будет продано 120–130 тыс. машин — на 43–48% меньше, чем год назад.
Зиновьев и Моженков ожидают, что декабрьские продажи останутся на уровне октября. Если эти прогнозы верны, падение авторынка может перевалить за 55%.
Дилеры сейчас надеются на зимнюю девальвацию рубля. В прошлом году рост курса доллара и евро привели к всплеску спроса на автомобили. В декабре, например, рынок впервые с 2013 года показал небольшой рост на 2%. Если в декабре 2015 года рубль снова ослабнет, это может дать 30–40 тыс. дополнительных продаж автомобилей, полагает Моженков. Тогда падение авторынка будет на уровне 43%.